Блинкен улетел из Китая ни с чем
Как и Шольц, Блинкен требовал от Китая перестать поддерживать Россию. Ведь, как и Шольц, напыщенный Блинкен приехал давить на Китай и ставить условия. В Поднебесной умеют себя вести с такими. Понятно, что Пекин госсекретарь США покинул ни с чем. А Китай, словно в насмешку, во время визита Блинкена демонстрировал свою экономическую мощь.
Как раз в те дни в Пекине проходил международный автосалон. Китай, который уже обогнал всех по производству и продаже автомобилей в мире, представил разработки, которые и не снились.
Для шефа госдепа этот — уже второй за год — раунд американо-китайских переговоров так и не стал дипломатическим прорывом. Блинкен ведь летел с твердым намерением – Пекин дожать. Вероятно, поэтому и отправился первым делом на баскетбольный матч — настроиться на атакующую игру. Но на политическом поле в Китае американские приемы не закончатся трехочковым. И на переговорах с главой КНР пришлось вспомнить про вежливость.
"Президент Байден попросил меня вернуться сюда, чтобы продолжить выполнение важной повестки, которую вы оба наметили в Сан-Франциско для углубления сотрудничества. Мы стремимся поддерживать и укреплять связи между нами во избежание любого недопонимания, любого заблуждения и любых просчетов, и мы стремимся ответственно относиться к нашим двусторонним отношениям", — заявил Блинкен.
"Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками. Если этот фундаментальный вопрос будет разрешен, будет застегнута эта "первая пуговица", то китайско-американские отношения действительно будут стабилизоваться и двигаться вперед", — заявил председатель КНР Си Цзиньпин еще 9 ноября во время встречи с президентом США Дональдом Трампом.
"Застегивать пуговицу" Блинкен не стал. И уже по дороге в аэропорт обрушился на КНР с угрозами, которые в прессе сравнили с "истерикой".
"Мы со стороны США уже ввели санкции против более чем 100 китайских юридических лиц, экспортный контроль и так далее. И мы полностью готовы действовать дальше, предпринимать новые меры", — сказал глава американского госдепа.
В общем, все поняли: склонить на свою сторону Пекин в украинском конфликте, отвернув от Москвы — как бы ни хотелось этого накануне скорого визита Путина в Китай, — не вышло.
Хотя Вашингтон как мог усилил свои переговорные позиции: сенат проголосовал за выделение на военную помощь Тайваню восьми миллиардов долларов. Для Китая это переход красной линии, а минфин США не исключил, что отрежет китайские банки от международных систем за то, что продолжают работать с Москвой. Но китайцы ответили жестко: в чужие отношения лезть не стоит.
"С одной стороны, США представили масштабный законопроект об огромной помощи Украине, а с другой — выступили с необоснованными обвинениями против нормальных экономических и торговых обменов между Китаем и Россией. Такие действия крайне лицемерны и безответственны", — заявил Ван Вэньбинь, официальный представитель МИД КНР.
Еще перед встречей с Си Блинкен переговорил со своим китайским коллегой. И Ван И разложил все по полочкам.
"Китайско-американские отношения сталкиваются с большим количеством негативных факторов и всевозможных сбоев. Законные права Китая на развитие необоснованно ущемляются. Должны ли Китай и США придерживаться правильного направления и стабильно двигаться вперед или вернуться к нисходящей спирали?" — поинтересовался Ван И.
Ответ Блинкена: страны говорят, слышат друг друга и якобы понимают. Не понимают — констатировали после переговоров в МИД КНР, указав, что политика сдерживания Поднебесной продолжается, как и неправильное восприятие американцами Китая.
Сформировать и у Блинкена, и у Байдена "правильное" представление в Китае пробовали неоднократно. В том числе с помощью конфуцианской мысли. Вот Храм Конфуция — Байден здесь как-то и сам был, после чего даже заглянул вот в этот книжный магазинчик. Фотографии и флажки — теперь как реклама. Но китайскую мудрость не осилил. И действует Белый дом в своей прессинговой манере.
Учения американского флота с Филиппинами – причем за пределами 12-мильной зоны их территориальных вод — в Южно-Китайском море выглядят как откровенная провокация. 17 тысяч военных отрабатывают атаку на корабли условного противника и операцию по захвату условного острова. И это после того, как на ближайший к Тайваню филиппинский остров Лусон Штаты уже доставили свою пусковую установку ракетной системы средней дальности, способную вести стрельбу ракетами SM-6 и "Томагавк". Куда они будут нацелены, в Пекине поняли сразу.
И по случаю 75-тилетия своего военного флота обнародовали редкие кадры своих маневров.
Следивший в этот момент за перемещениями по Китаю Блинкена Запад связал это с китайским сигналом — о недопустимости перехода американцами красных линий. Хотя искрит и без них. От дополнительных тарифов на ввоз в США китайских товаров до попыток отобрать у Китая TikTok.
В Китае это сравнили с рейдерским захватом. Ведь подписанный Байденом закон требует или продать сервис американцам, или его в США заблокируют. Правда, свой личный аккаунт в TikTok сам Байден так и не удалил.
Вашингтон боится, что алгоритмы TikTok могут влиять на избирательные предпочтения американцев. А что может TikTok, то сможет и официальный Пекин. Прямых доказательств Блинкен не привел, ограничившись в интервью CNN тирадой: мол, "американцы-то знают". Выборы для Байдена — с его-то положением — просто больная тема — вывод китайских соцсетей.
Этот год — год выборов в США. Поэтому администрация Байдена пытается набрать очки в дипломатии, как будто бы они что-то делают для стабилизации экономических и торговых отношений с нами и тем самым пытаются обуздать инфляцию и безработицу.
Обвиняя Пекин в своих экономических проблемах, Белый дом утверждает: раз дешевые товары из КНР — угроза, с ней нужно покончить. И требует от КНР сократить господдержку предприятий и производственные мощности.
"По поводу нерыночного поведения и недобросовестной конкуренции очень советую всем заглянуть в Закон о чипах и науке, принятый США два года назад. В нем не только предусмотрены прямые субсидии, но и имеются исключительные и дискриминационные статьи. Разве это — рыночное поведение? Более того, США под всяческим предлогом ввели незаконные санкции в отношении более полутора тысяч китайских юридических и физических лиц. Разве это честная конкуренция?" — спрашивает Ян Тао, директор Департамента Северной Америки и Океании МИД КНР.
"Американское суждение об "избыточных мощностях" — это не вывод, вытекающий из принципов рыночной экономики, а сфабрикованный ложный нарратив. Еще одно доказательство протекционизма США и их намерения подавить развитие Китая", — продолжил он.
Больше всего Штаты ополчились как раз на китайские полупроводниковые технологии и электромобили, что завоевывают мировые рынки. И открывшийся в Пекине международный автосалон как раз наглядно показывает: в этой области страна в лидерах. За 10 лет продажи китайских электрокаров в мире выросли в 126 раз. В прошлом году продали 9 с половиной миллионов авто. Берут и отделкой, но больше — "начинкой". Умной.
Западных премьер на стендах раз—два и обчелся, а все внимание — именно к китайским новинкам. Понятно, что большинство — "электрички". Но есть и привычные нам бензиновые модели, а в основном – гибриды. Та же Chery готовит премьеры как раз с прицелом и на российские дороги.
"Мы уже работаем на российском рынке более 20 лет, так что у нас есть хороший опыт. Мы понимаем требования клиентов, поэтому стараемся удовлетворить самые широкие потребности российских автомобилистов", — сказал Чжан Гуйбин, президент Chery International.
Статус крупнейшего экспортера по итогам прошлого года КНР получила в том числе за счет полноценного выхода на российский рынок, где заменила большинство "западных" брендов. И США это тоже не нравится. Но это и есть конкуренция. За которую выступает Китай.