14 мая 2024, 09:12 14 мая 2024, 10:12 14 мая 2024, 11:12 14 мая 2024, 12:12 14 мая 2024, 13:12 14 мая 2024, 14:12 14 мая 2024, 15:12 14 мая 2024, 16:12 14 мая 2024, 17:12 14 мая 2024, 18:12 14 мая 2024, 19:12

В Петербурге разрушается дом специалистов "Свирьстроя"

  • В Петербурге разрушается дом специалистов "Свирьстроя"
  • Картинка
    В Петербурге разрушается дом специалистов "Свирьстроя"
  • В Петербурге разрушается дом специалистов "Свирьстроя"
Несмотря на аварийное состояние, дом остаётся жилым.

В Петербурге разрушается Дом специалистов "Свирьстроя" – последнее здание города, построенное в стиле конструктивизм. Несмотря на аварийное состояние, дом остаётся жилым. О прошлом и будущем памятника архитектурного авангарда расскажет Дмитрий Ясковский.

Двор дома мало отличается от соседних. Детская площадка, припаркованные машины, оживающий после зимней спячки газон. Однако, разрухи и запустения здесь побольше. Пенсионерка Галина Красницкая с трудом спускается с каменного крыльца, а по двору идет и вовсе с опаской. Так было не всегда. Дом построили в 1938 году для гидроэнергетиков Свирской ГЭС по последнему слову инженерной и социальной мысли. Ради здоровья трудящихся спроектировали солярий с плоской крышей. Под навесом должны были появиться шезлонги. Автором амбициозного проекта 30-х годов стал молодой архитектор Игорь Явейн.

Здание имеет сложную пространственную форму, оно идеально вписывается в архитектурный ландшафт Петроградской стороны, но привлекает внимание темно-красной и светло-серой штукатуркой. "Он не боролся за стиль, но выращивал дома из той среды, в которой они были, голого конструктивизма у него никогда не было, даже когда это было очень модно", – рассказал народный архитектор России, сын И. Явейна Никита Явейн. Внутри много свежих для своего времени решений. Прямо в шахтах лифта проходят водосточные трубы, а сами лифты когда-то закрывались на замок. Жители дома были привилегированной частью огромной армии строителей и энергетиков. Внутри дома подрастала новое поколение интеллигенции.

Семья Дмитрия Светозарова переехала сюда после войны. Дом стоял посреди руин, оставшихся от соседних зданий. Это место трудно было назвать городской окраиной. Отсюда минут за 15 можно было добраться на 1-м троллейбусе до Невского проспекта, но в сарайчиках вокруг дома пели петухи. "В основном готовили на керосинках и я помню с детства специфический звук рога, в который дудел керосинщик, заводя под уздцы чалую полуслепую лошадку, которая волочила за собой огромную бочку с керосином. К этой бочке сбегались хозяйки со всех близлежащих домов и улиц", – поделился кинорежиссёр Дмитрий Светозаров.

Сегодня дом разрушает время и управленческая анархия, там до сих пор нет товарищества собственников жилья. Поэтому ограда курдонёра вся в трещинах, и запустение на газонах, балконы закрыты пыльной строительной сеткой. Остановить разрушение пытались с помощью цементного раствора, время от времени предлагают закрыть трещины декоративной лепниной, но это убило бы весь архитектурный замысел. "Это чрезвычайно опасный и губительный для данного архитектурного стиля путь, потому что именно в чистоте линий, в той четкости геометрических форм и есть уникальный шарм и ценность", – отметила заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Елена Резникова.

В Комитете по охране памятников сообщили, что проект реставрации фасадов есть и строительные леса появятся на фасаде уже в этом году. "Фасад в порядок приведем, внутри мы работать не будем, отселять людей на время работы, упаси Господи, мы так не делаем. Да, это не очень комфортно, мы закрываем окна, света меньше", – подчеркнул председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. В итоге выиграют все, но, главное, будет спасен дом, который по праву считается уникальным явлением в ленинградской архитектуре XX века.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация