SOUND UP и фестиваль Сontext представят перформанс "Созерцание. Вариации"
Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких видоизмененных повторений – одна из старейших музыкальных форм, известная со Средневековья, и в то же время неизменно присутствующая в современной поп-культуре. Вариации (или репетитивность) стали ключевым приёмом композиторов-минималистов, которые во второй половине XX века ушли в своих произведениях от нарратива к погружению музыкой в определенные состояния, тем самым мощно повлияв на рок и электронику. Именно поэтому "вариации" вынесены в название мультижанрового спектакля-перформанса, который SOUND UP и Context представят 23 мая в Электротеатре
Станиславский. Драматург Михаил Дегтярёв, хореограф Павел Глухов и режиссёр Юрий Квятковский объединяют современный танец, музыку классика минимализма Филипа Гласса, идеи писателя Томаса Манна и видеомэппинг.
"Созерцание: Вариации" состоят из четырех частей-паттернов: танцевальной, инструментальной, вокальной и мультимедийной. Вступая друг за другом, части соединяются и наслаиваются, дополняются и прирастают смыслами, погружая зрителей в состояние близкое к созерцательному.
Главная тема перформанса – размышление о красоте, о её рождении и смерти, о конфликте молодости и старости, о противоречиях между любимыми и любящими. Эпиграфом для него мог бы стать фрагмент из новеллы Томаса Манна "Смерть в Венеции": "Только красота достойна любви и в то же время зрима; она единственная форма духовного, которую мы можем воспринять через чувства и благодаря чувству – стерпеть".
В спектакле прозвучат фрагменты из оперы "Эйнштейн на пляже", проводниками в гармонию звука Филипа Гласса станут вокальный ансамбль INTRADA под управлением Екатерины Антоненко, органистка Ксения Свириденко и скрипач Михаил Фейман.
По замыслу создателей, спектакль "Созерцание: Вариации" – это тройственный союз танца, музыки и зрительного зала, который к финалу из наблюдателя превращается в главного героя действа, соблазняемого красотой и ею вдохновляемого.
Драматург Михаил Дегтярев о постановке: "Волшебство минимализма – в едва уловимых вариациях многократно повторяемых паттернов. Они гипнотизируют сознание, увлекая слушающего в музыкальную игру. Перформанс вдохновлён принципами минимализма. Танец повторяется 4 раза в 4 вариациях. Сначала танцоры исследуют границы собственного тела, друг друга, тишины и пространства Электротеатра. Постепенно на хореографию наслаивается музыка Филипа Гласса, хор и в финале текст Томаса Манна об ускользающей красоте, её увядании и возвращении. Почему повторение так красиво и притягательно? Это фундаментальный принцип реальности. Жизнь повторяет себя и тем самым развивается. Незначительные отклонения, вариации этих повторений – толкают жизнь вперед, ведут к эволюции и разнообразию. От молодости к старости. От смерти к рождению. Снова и снова. Чтобы заметить эти вариации, недостаточно только смотреть. Необходимо видеть, созерцать, соучаствовать. Именно это состояние мы предлагаем прожить гостям нашего перформанса в компании музыки Гласса, танцоров Context и адаптированной новеллы Томаса Манна "Смерть в Венеции", где старость обнаруживает красоту молодости, но оказывается не в состоянии её присвоить. А цикл жизни повторяется. Как и последние несколько миллиардов лет".