В собрании Пушкинского музея пополнение
В собрании Пушкинского музея пополнение. Коллекционер Михаил Карисалов передал в дар музею полотно Джованни Кассаны – венецианского мастера натюрморта XVII века. Чем ценен новый экспонат – узнала Анна Шустер.
Работы Джованни Кассаны практически отсутствуют в России. Сначала картину "Индюк, курицы, сороки и коза" приписывали авторству римского художника Арканджело Резани, но после детального анализа живописной манеры, колористического строя и сюжета Виктория Маркова установила – это определение ошибочно. "Птиц домашних изображали разные художники, и прежде всего эта тема пришла с севера, от фламанцев, но в Италии это, конечно, трансформируется в другую сторону всё, потому что их интересует не просто констатация какой-то ситуации – двор, по которому ходят куры – никакого двора, никаких других подробностей мы здесь не увидим. Это всегда у итальянцев отрыв от ситуации бытовой, жизненной", – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова.
Фигуры животных выступают из темноты. Движение пронизывает весь холст. В центре картины петушиный бой, ритмическое развитие композиции идёт одновременно по кругу и по диагонали. Завершает её вспорхнувшая птица. В зрелый период творчества Кассана специализировался на изображении кур, индюков, голубей. В этой работе можно разглядеть каждое пёрышко его "героев". Сразу после того, как картину передали в музей, она попала в экспозиционный зал. Эта выставка посвящена натюрморту и называется "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко".
Рядом с работой Кассаны "Натюрморт с осетром" Микеланджело дель Кампидольо и "Пастораль. Фавн и пастушка" Джованни Бенедетто Кастильоне. Рядом с лесным полубогом тоже расположились животные. Сотрудники музея подчеркивают: натюрморт – это мир малых величин, взятых отдельно от человека, и в этом его прелесть. Картина Кассаны – ещё одна иллюстрация этого тезиса. "Пополнение коллекции музея – для нас это важно, потому что дает более полное представление о той эпохе, которую мы показываем. Я абсолютно убеждена, что когда закончится выставка, она встанет в постоянную экспозицию, будет находиться там", – отметила директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачёва. А до 26 мая полюбоваться итальянским натюрмортом можно в белом зале Музея имени Пушкина.