29 мая 2024, 08:42 29 мая 2024, 09:42 29 мая 2024, 10:42 29 мая 2024, 11:42 29 мая 2024, 12:42 29 мая 2024, 13:42 29 мая 2024, 14:42 29 мая 2024, 15:42 29 мая 2024, 16:42 29 мая 2024, 17:42 29 мая 2024, 18:42

Музей Востока представил выставку гравюр укиё-э

  • Картинка
  • Музей Востока представил выставку гравюр укиё-э
  • Картинка
    Музей Востока представил выставку гравюр укиё-э
  • Музей Востока представил выставку гравюр укиё-э
Это первое обращение музея к творчеству мастера японской гравюры Ёсю Тиканобу.

Музей Востока открывает выставку "Красавицы и воины". Это первое обращение музея к творчеству Ёсю Тиканобу – мастера японской гравюры эпохи Мэйдзи, которая длилась с 1868 по 1912 гг. Алия Шарифуллина была на экспозиции.

Празднования важных событий, как, например, восшествие императора на престол, сопровождались представлениями театра Но. на которые приглашались обычные горожане. Пьесы длились одна за другой до 12 часов, поэтому простолюдинам раздавали закуски, сакэ и бамбуковые зонтики. К чему приводит такая раздача даров, догадаться несложно. "Мы видим, как они дерутся за эти зонтики. Для них же это событие, да ещё такой сувенир урвать бесплатный. Кто же не согласится!", – отмечает коллекционер Александра Иванова.

Фантастическая сцена допроса куртизанки, её появление в замке Тиёда практически невозможно представить. Играющие хины – японские собаки, которыми могли владеть только аристократы и за кражу которых полагалась смертная казнь. Свадебная церемония высшей знати, где детей женили не по любви, а политическому расчёту. Сотни гравюр как своеобразный путеводитель по японским традициям. Гид и рассказчик Тиканобу – один из последних художников периода развития укиё-э. Выходец из самурайской семьи, он в юности начал учиться у мастеров гравюры, но со смертью отца был вынужден отдать свой вассальный долг. После участия в войне Босин самурай вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник. "Он изображал ушедшее время самурайства. Для многих это было как глоток свежего воздуха, ностальгическое воспоминание о том, что было несколько десятилетий назад", – рассказала куратор выставки Ольга Чернова.

Выставка делится на красавиц и воинов серии гравюр "Внутренние покои дворца Тиёда" и "Внешние владения замка Тиёда". В период Эдо по требованиям безопасности можно было изображать только внешний вид замка, а жизнь внутри огромного укрепления оставалась для простых горожан загадкой. В помещениях внутренних покоев дворца жили супруга сёгуна, мать, незамужние дочери, штат фрейлин и слуг. Покидать территорию Тиёда они могли только под охраной. По разовым пропускам их навещали родственники. При этом визитеры мужского пола не могли быть старше 9 лет. Таинственная жизнь дам за высокими стенами замка ещё до падения сёгуната вызывала неподдельный интерес. Но только во второй половине периода Мэйдзи стало возможным изображать быт обитателей дворца, церемонии и традиции. "Казалось бы, нет фона. Казалось бы, вот три дамы играют. Когда я начала разбираться, что ж там нарисовано на кимоно, что нарисовано на ракетках, оказалось, что это несёт огромный смысл. Оказалось, что это новогодние традиции. Все эти знаки и рисунки на кимоно говорят о том, что это Новый год, это холодное время года", – подчеркнула Александра Иванова.

Тиканобу был универсальным художником, не зажатым рамками одного жанра или темы. Это было особенно важно в период активной вестернизации страны, когда полиграфия и фотография становились все популярнее, проще и дешевле, вытесняя традиционные ксилографические способы печати. Листы "дворцовых" серий пришлись как нельзя кстати тоскующим по безвозвратно ушедшим временам японцам. С интересом восприняли экзотические гравюры и в Европе, где в тот период на укиё-э был настоящий бум.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация