"Парад/ В будущем" – выставка китайского фотохудожника Алмонда Чу в Москве
Большие города, в которых живет примерно половина населения планеты, очень вместительные, но их вместительность парадоксальна: индивидуальность размещается в них с трудом, а толпа – легко. Индивидуальности стоит большого труда стать заметной, масса обнаруживает себя почти моментально, нужно только немного времени, чтобы всем собраться, по призыву, и построиться в заданном порядке. Площади городов когда-то предназначались для торговли товарами, теперь, уже второе столетие, активно используются для торговли идеями и лозунгами.
Фотохудожник Алмонд Чу, уроженец Гонконга, и до сих пор некоторые его крупноформатные работы несут отпечаток его воспоминаний о так называемой революции зонтиков: студенты и другие общественно активные граждане Гонконга организовали тогда движение под названием "Оккупируй центр с любовью и миром", они заполняли площади и протестовали против реформы избирательной системы. Зонтики – в большом количестве – имеются на нескольких произведениях Алмонда Чу из числа тех, которые выставлены с этой недели в Москве, в центре визуальной культуры Beton.
Выверенная композиция и филигранная работа с цветом. Авторский почерк фотохудожника из Гонконга. Это – проект "Парад". Тени, очертания и оттенки сливаются в цветовые линии. Эффект хорошо заметен на расстоянии. Вблизи внимание привлекают детали. Люди в толпе на каждом фото – в одинаковой одежде. Есть и еще нюанс. Каждая фигура здесь – это сам фотограф. Таким образом, вся работа целиком с помощью монтажа объединяет несколько сотен фотографий в одну. Пекин, Гонконг, Санкт-Петербург, Москва. Идея "Парада" родилась после протестов в Гонконге. "Много людей тогда вышли на улицы. Протестовали, хотели что-то сказать. Эти события вдохновили меня. Множество людей делали вместе одно и то же. Думаю, многие из них не понимали, что именно. Следовали, повторяли за другими. Можно сказать, теряли индивидуальность", – рассказал фотохудожник Алмонд Чу.
Фотограф работал над проектом около пятнадцати лет. Выбирал и снимал фон. Затем передавал камеру ассистенту. Главные особенности этой серии – "В будущем" – как говорится, за кадром. Для печати фото автор выбрал платинотипию. Процесс был распространен во второй половине XIX века. "Я считаю, что именно эта технология позволяет добиться очень высокого качества. Более того, она уникальна сама по себе", – отметил Алмонд Чу.
Секрет – в светочувствительном составе. Например, в бумаге. Для обычной черно-белой фотопечати – это соединения серебра. В платинотипии все по-другому. Фотобумага для такой технологии не производится серийно. Для каждого случая изготавливается специально. Для этого обычный ватман пропитывается особым составом с солями платины. Отсюда и название. В мире сегодня фотолабораторий с возможностями такой печати – по пальцам одной руки сосчитать. Технология сложная и дорогая, говорят профессионалы. "Она отличается тем, что платинотипия передает очень тонко полутона. Обратите внимание на тончайшие переходы и не такой сильный контраст, как на обычной желатино-серебряной бумаге. Здесь это очень важно, опять же повторю, это технология прошлого", – пояснил арт-директор Центра визуальной культуры Beton Алексей Логинов.
Черно-белые фотографии с помощью художественных средств превращают современность в далекое прошлое. Позволяют взглянуть на него как бы из будущего. Футуристичности добавляют цветные элементы: линии, круги, силуэты. Причудливые отражения луны. И даже, по словам художника, символы вируса.