6 июня 2024, 10:16 6 июня 2024, 11:16 6 июня 2024, 12:16 6 июня 2024, 13:16 6 июня 2024, 14:16 6 июня 2024, 15:16 6 июня 2024, 16:16 6 июня 2024, 17:16 6 июня 2024, 18:16 6 июня 2024, 19:16 6 июня 2024, 20:16

Картину "Христос и грешница" удалось атрибутировать

  • Картину "Христос и грешница" удалось атрибутировать
  • Картинка
    Картину итальянского мастера Антиведуто Граматики атрибутировали
  • Картину "Христос и грешница" удалось атрибутировать
Она принадлежит кисти итальянского художника Антиведуто Грамматики.

Исследование полотна "Христос и грешница" начала XVII века завершили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Специалисты установили: ее автор – Антиведуто Грамматика. Как атрибутируют полотна прошлых веков, выяснила Юлия Струкова.

Антиведуто Грамматика, последователь Караваджо, автор этой картины. То, что "Христос и грешница" принадлежит кисти этого итальянского художника, удалось подтвердить в ходе исследований. "Автор – Антиведуто Грамматика, ровесник Караваджо, и на раннем этапе пребывания Караваджо в Риме – его товарищ. Жил у него в мастерской, биографы говорят о том, что Антиведуто Грамматика был его моделью, что он с него писал головы, изображения юноши и так далее", – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова.

В запасниках Владимиро-Суздальского музея полотно атрибутировали как "НХ" – работа неизвестного художника. В музей оно поступило из коллекции Владимира Храповицкого, который приобрел его в конце XIX века. Имени автора нет на лицевой стороне картины: в начале XVII века художниками было не принято подписывать свои работы. Холст сдублирован, что на обороте – неизвестно. Впервые удалось провести рентгенографию, исследовать холст, грунт, красочные слои. "Караваджо, например, работал густыми, энергичными мазками. Антиведуто работает в другой технике. Он наносит краски жидко, и рентгенограмма другая. Но в целом она выдержана в традиции римской живописи первой половины XVII века", – отметил заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ ГМИИ им. А. С. Пушкина Юлий Питеря.

Творчество Антиведуто Грамматики в российских собраниях было представлено лишь одним полотном в Эрмитаже – это "Мария Магдалина с двумя ангелами у гроба Господня". Нынешнее открытие – настоящая сенсация. Тем более, что в стенах Владимиро-Суздальского музея представить полотно западноевропейской живописи такого уровня казалось невероятным. "Это одна уникальная работа. У нас есть очень интересные работы периода русского авангарда, очень интересные работы других периодов западноевропейской живописи: немецкой, голландской. Поэтому я думаю, что нас ждут еще открытия", – поделилась генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.

В разных музеях страны много неатрибутированных, безымянных картин, которые поступали из неизвестных собраний, приобретались на барахолках. "Установка авторства, их принадлежности – это довольно важная работа, которая системно в России никогда не велась в силу многих обстоятельств. Последние 30 лет большинство музеев вообще выживали, особенно за пределами крупных городов. А сейчас музеи выдохнули: государство серьезно вкладывает в культуру, и у нас появилась возможность, помимо вопросов, связанных непосредственно с выживанием, заняться тем, ради чего создан музей", – рассказала директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва.

По мнению Елизаветы Лихачёвой, специалистам необходимо создавать профессиональное культурное поле, которое послужит процветанию музейного дела.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация