Выставка "Гугун. Снятие печатей" – в Московском музее современного искусства
В силу известных обстоятельств, мы обо всём китайском знаем теперь больше чем прежде. Образцы современного искусства Китая поступают к нам буквально ежемесячно. И это образцы, созданные в последние три десятка лет. В начале девяностых группа молодых художников Китая, главным образом выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать в свои работы глубокий смысл, совершив так называемый переход из "глубины" к "поверхности". В их произведениях – сарказм по отношению к проблемам общества. А одним из наиболее ярких направлений стал в то время циничный реализм.
Цинизма, иронии, насмешки, достаточно в произведениях, которые собрал российский коллекционер Александр Чистяков. На выставке под названием "Гугун. Снятие печатей" большую часть его коллекции, примерно две трети, демонстрирует в эти дни Московский музей современного искусства. По взаимной договорённости, работы китайцев соседствуют с работами некоторых россиян, и зритель мало искушённый должен будет читать этикетки, чтобы чётко отделять одних от других. А что поделаешь, ни те, ни другие не могли в своё время избежать соблазна повторить успех мастеров Западного современного искусства. И упрекать не стоит, ни тех, ни других. Весь мир одна большая мастерская современного искусства.
В 13 залах – работы из собрания Московского музея современного искусства рядом с произведениями китайских художников из коллекции Александра Чистякова. Он начал заниматься коллекционированием с конца 90-х. "Один из французских дилеров мне сказал – посмотри на китайцев. Это сейчас восходящий блок современного искусства. И мне настолько это понравилось стилистикой, эмоциями, смыслами, что я сразу вспомнил, что у меня прадед китаец и погрузился в это коллекционирование", – рассказал коллекционер Александр Чистяков.
Тогда рынком современного китайского искусства интересовались в основном в Северной Америке. Сами китайцы его практически не видели. Смелое соединение традиций: от коммунистических, почитания Мао и конфуцианства до современных тенденций – поп-арта, постреализма – становилось секретом успеха китайских мастеров. Цены на арт-рынке всего мира становились все выше, особенно на "громкие имена", в их числе – Ван Гуаньи. Работа этого художника – последнее приобретение Чистякова. "Я давно хотел что-то из работ этого художника. И мне удалось около двух лет назад найти в Гонконге у дилера, на Западе слишком дорого эти работы стоили. У него есть работы, где он использует бренды, типа кока-колы, такой поп-арт, а здесь более фундаментально", – признался Александр Чистяков.
Много работ связано с осмыслением национальной идентичности в международном контексте. Американский поп-арт серьезно повлиял на китайское современное искусство. Художники размышляют о кризисе общества потребления, проблеме перепроизводства в масс-медиа. В каждом зале – свой тематический блок. В черно-белых тонах посвящен киноиндустрии. Рядом – пространство изучения поверхностей, в том числе материальности человека. "Гугун. Снятие печатей, потому что российский зритель открывает для себя китайское искусство и этот запретный город открывается для нашего зрителя. Сейчас особенно, поэтому пошла аллюзия", – объяснила куратор выставки Ольга Турчина. Работы Вана Гуаньи, Лю Болина, Чжана Сяогана здесь рядом с произведениями Айдан Салаховой, Даши Намдакова, Олега Целкова и других российских художников современности. Много диалогов, настроений в унисон. И уникальная черта китайских мастеров – умение с оптимизмом смотреть на все происходящее, стремясь в будущее.