Дарвиновский музей отмечает сто лет со дня рождения Андрея Марца
Дарвиновский музей открыл выставку к 100-летию со дня рождения Андрея Марца. Советский скульптор-анималист создал собственный стиль на основе традиции каслинского литья. Антон Николаев осмотрел экспозицию.
Творчество московского скульптора Андрея Марца узнаваемо с первого взгляда. Хотя вряд ли кто-нибудь вживую видел этих глубоководных обитателей океана, его любимых моделей. Скульптуры Марца часто гротескны, но никогда не карикатурны. Возможно, в этих пираньях и можно разглядеть намек на кого-либо или что-либо, но сам скульптор был далек от обличения посредством анималистики. Его – выходца из семьи обрусевших немцев – прежде всего интересовали форма и материал, металл, из которого сделаны большинство этих скульптур. "Он мастер такого гротеска, мастер сложной художественной формы. И он искал ее специально. Сначала у него была какая-то задумка, какой-то пластический мотив, а потом он уже под него подбирал животное, которое бы могло выразить гротеск. Например, у нас там стоит муравьед. Он пробовал сделать этот образ из проволочек. Потом он посмотрел, как льется металл и изобрел ручейковый метод, когда металл наливается определенным ручейком и создается красивая форма", – рассказала куратор выставки Анна Васильева.
Еще одна особенность скульптуры Марца – фигурки животных можно собирать в стада и стаи. Часто скульптор и создавал многофигурные композиции. Очеловечивать животных, как это свойственно многим анималистам, Марц не любил. Гиены вряд ли будут ему благодарны за столь не комплиментарный портрет. Хотя, возможно, никто другой, кроме Марца, ими бы вообще не заинтересовался. "Вот этой милости – такой милоты, как сейчас говорят, кошечки-собачки – он не любил, потому что считал, что эта жизнь сложная, и они живут тоже сложно. Он был человек замкнутый, выросший в 9-метровой комнате до 30 лет. Очень скован был, наверное, и жизненными обстоятельствами", – поделилась дочь скульптора А. Марца, художник Ирина Марц.
Среди его работ, представленных в экспозиции, есть всего одна, напоминающая о семье и заботе. Рядом со скульптурами Андрея Марца выставляются картины его дочери – художника Ирины Марц. На одном из полотен можно увидеть и скульптуру китоглава – королевской цапли, которую когда-то увековечил в металле ее отец.