7 июля 2024, 18:48 7 июля 2024, 19:48 7 июля 2024, 20:48 7 июля 2024, 21:48 7 июля 2024, 22:48 7 июля 2024, 23:48 8 июля 2024, 00:48 8 июля 2024, 01:48 8 июля 2024, 02:48 8 июля 2024, 03:48 8 июля 2024, 04:48

О выставке "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа"

  • Картинка
  • О выставке "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа"
  • Картинка
    О выставке "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа"
  • О выставке "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа"
В фондах Исторического музея и музеев городов БАМа хранятся предметы повседневного быта строителей, рисунки и фотографии.

Даже эти светильники, комоды, зеркала, весь этот дизайн – явление социокультурное, а не просто промышленное, утилитарное. Что же говорить о городах, которые в советские годы росли иногда как грибы, когда того требовали государственные планы. 47 городов и посёлков было спроектировано для строительства вдоль Байкало-Амурской магистрали. Да, была военно инженерная задача, обострился конфликт с Китаем (с Китаем был конфликт!), была экономическая потребность, но масштаб той затеи придавал ей, повторяю, и социокультурный аспект. На магистрали вкалывали далеко не только солдаты и заключённые. Трассу великую бамовцы строили, Опережая намеченный срок. Слава и честь комсомольцам героям, Первопроходцам таежных дорог! Государственный Исторический Музей возвращает нас в ту пору, когда массам советских людей предлагалось обрести новый смысл жизни, вдалеке от родного уютного дома. Открылась выставка "Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа".

Эти цельнометаллические унифицированные блоки строители БАМа между собой называли цубиками. В фондах Исторического музея и музеев городов БАМа хранятся предметы повседневного быта строителей, рисунки и фотографии. Это серебряный костыль последнего серебряного звена. Но если история строительства самой магистрали более-менее известна, то архитектурная и градостроительная история БАМа во многом еще не написана. Именно эту задачу поставили перед собой авторы этого выставочного проекта. "47 городов проектировали больше 120 институтов – это те, которые мы выявили в ходе исследования. У нас до сих пор есть города, о которых мы ничего не знаем. Каждое название уникально, соответствует названиям рек или местности на языках народов, которые там живут, и такое же бережное отношение было к природе. Базовая установка, которая была у архитекторов – они вписывали города в существующие ландшафты, они учитывали перепады высот", – рассказывает историк архитектуры, куратор выставки Марк Акопян.

Авторы выставки проехали по БАМу и провели фотофиксацию зданий вокзалов и поселков. Сохранились, правда, не все. Здание вокзала в Тунгале, построенное на сваях из-за вечной мерзлоты, осталось только на фотографии. Специально для выставки на основе фотографий и чертежей были созданы модели вокзалов. В проектировании инфраструктуры БАМа принимали участие архитекторы со всего Советского Союза. И это не могло не отразиться на внешнем облике зданий. "Посёлок, который создавался грузинскими архитекторами, грузинскими строителями впитал в себя черты традиционных элементов и архитектуры. Там появились в том числе декоративные элементы, которые были посвящены по своей тематике истории грузинского народа и связи её с Российской империей, и каждый из этих деревянных фронтонов, которые украшали вход в типовое жилье", – поясняет архитектор, куратор выставки Дарья Кисельникова.

50-летие БАМа – важная дата и для страны, и для тех конкретных людей, которые принимали участие в стройке века, в общей сложности это около двух миллионов человек. "Что отличает этих людей? Какая-то мощь, которая даже уже в людях достаточно почтенного возраста очень чувствуется. Мощь, целеустремленность и жизненный заряд, энергия, которая из них просто выплескивается", – отмечает директор по коммуникациям ОАО "РЖД" Юрий Нагорных. 50 лет назад они откликнулись на комсомольский призыв и поехали строить железную дорогу, поселки и города там, где, как считалось, человек жить не может. Но, оказалось, может.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация