"Великие толкователи Онфима" – выставка-мистификация в Новгородском музее-заповеднике
Каков след мальчика Онфима в мировой культуре? Ответить на этот вопрос пытается Новгородский музей-заповедник с помощью выставки-мистификации "Великие толкователи Онфима" – автора, возможно, самых древних детских рисунков в российской истории. Нейросети предложили изучить его берестяные грамоты с необычной целью – чтобы обнаружить похожие мотивы и архетипы в работах художников эпохи Ренессанса. Искусственный интеллект уверен: вклад Онфима в мировую культуру можно считать доказанным. Русский след обнаружен в работах Микеланджело, Рафаэля, Караваджо и даже Тициана.
"Занимаясь проблематикой иконографии, которая встречается на берестяных грамотах Онфима, и на самом деле, как эта иконография проходила по Ганзейскому торговому пути в Европу. Как она отражалась и в северном Ренессансе, как она дошла до Рима, что мы и видим на примере Сикстинской капеллы. То есть это прямое западное заимствование русской иконографии", – заявил генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.
Нейросеть попыталась ответить и на вопрос "а был ли мальчик?" – восстановив "истинный портрет Онфима". Величайший средневековый художник Новгородской Республики оказался гораздо старше – это еще одна "научная" сенсация. В художественную игру с удовольствием включились и гости экспозиции. Так, роль Великого Толкователя Онфима примерил на себя и писатель Евгений Водолазкин: "Принято считать, что основным компонентом творческой манеры Онфима, придающего его полотнам особую экспрессию, являются пальцы. Прежде всего, они оказали влияние на фольклор. Несомненно, выражение "смотреть сквозь пальцы" является эхом онфимовой графики. Пальцы в изображении новгородского самородка – тонкие и изысканные. Хотя, по мнению некоторых, напоминают грабли".