Выставку в Череповце посвятили 195-летию со дня рождения Ивана Милютина
Судоходство – как главное дело жизни. В Череповце проходит выставка "И пойдут пароходы...", посвященная 195-летию со дня рождения общественного деятеля Ивана Милютина. Он сумел поставить водный транспорт на службу родному городу. Как ему это удалось, расскажет Екатерина Кузнецова.
Успешный промышленник и управленец Иван Милютин считал делом своей жизни развитие судоходства и северных рек. Сложности Мариинского водного пути он испытал на себе, будучи судовладельцем и занимаясь перевозками зерна. Судоходство на Ковже, Шексне, Мологе и других реках требовало срочного прогресса во имя грандиозных планов. "Наш череповецкий флот" может быть звучит и несколько пафосно, высокомерно, но тем не менее это флот. Поскольку Иван Андреевич к этому стремился, наличие судоверфи в нашем городе позволило строить корабли, бриги дальнего следования, которые ходили с товаром, преимущественно с солью, до берегов Англии, Америки", – отметила заведующая Домом – музеем И. А. Милютина Ольга Кислякова.
Милютин мыслил масштабно, а свои мечты дерзновенно воплощал в жизнь. Он первым на Шексне завёл паровую тягу и выдвинул идею запуска цепного пароходства – использование лошадей для передвижения судов предприниматель уже тогда считал устаревшим. Специальный буксир туер мог тянуть за собой несколько груженых барж. Это было особенно важно на участках с сильным течением. Братья Иван и Василий Милютины стали основателями и пассажирского пароходства. На судоверфи строили не только баржи, но даже магистральные морские суда. "Один из таких бригов у нас тоже представлен на выставке – бриг "Шексна". Это настоящее подлинное полотно примерно того времени, которое можно рассматривать наряду с другими довольно символичными нашими экспонатами. Потому что здесь есть и модели: модели баржи, модель той самой полулодки, на которой Иван Андреевич совершил первый свой вояж до Санкт-Петербурга", – рассказала Ольга Кислякова.
На фотографиях милютинского флота узнаваемые череповецкие виды. В фойе музея картины местных художников об этапах развития Мариинского водного пути и Волго – Балта. Впервые представлены чертежи судов. Интересный и аутентичный экспонат пурка – это инструмент для определения степени влажности, а значит и качества зерна. На выставке в честь Ивана Андреевича уже осенью экспонатов станет больше. 14 семей с детьми присоединились к творческому конкурсу "Стиль стали", они создадут свои версии моделей судов.