"Быть в материале": выставка об искусстве керамики в "Царицыне"
Как выглядит керамика XXI века, покажут в музее-заповеднике "Царицыно". И даже – как она делается. Ведущие современные художники соединяют искусство и промышленный дизайн, и арт-объект становится частью повседневной жизни. Главное – быть в материале, убедилась Юлия Кундрюкова.
Быть в материале призывают авторы новой экспозиции о керамике. Здесь и о физических свойствах, то есть о материале буквально, и о культурно-историческом контексте. Эскизы тканей Варвары Степановой – пример того, как искусство начинало проникать в промышленный дизайн. Рядом произведения двух современных керамистов – Татьяны Бригадировой и Виктора Решетникова. Материал один, но подход разный. "Если у Виктора Решетникова работы монументальные, очень геометричные, где-то даже тяжеловесные и очень лаконичные, то Татьяна больше работает в стиле абстракции. Скорее даже, у нее интимные пласты", – рассказала генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина.
Экспозицию открывают два автопортрета. Татьяна Бригадирова вычерчивает свое лицо и двумя мазками обозначает единство духовного и материального. Виктор Решетников обозначил силуэт и дал пространство для фантазии, чтобы его заполнить. Керамические самолетики, по аналогии с бумажными, отправляются в свободный полет. Это особенно важная для Виктора Решетникова тема. Когда в 70-е он был студентом училища Мухиной, его формализм не приняли. А в Эстонском художественном институте его поиски пришлись по вкусу. Форма – вот что всегда занимало Решетникова. "Я делал два одинаковых шарика, что значит формообразование, из двух одинаковых шариков делал две лепешки и потом их скручивал. Вот, видите, из двух этих шариков, из двух лепешек, как много вариаций можно сделать", – показал художник-керамист Виктор Решетников.
Но это самое начало, эксперименты, которые вылились в огромный мир разнообразных керамических форм. Они могут быть похожи на любой объект предметного мира. А что если использовать керамический лист как холст? Этим вопросом задалась Татьяна Бригадирова. Каждые выходные она собирается с коллегами, чтобы писать обнаженную натуру. Но только она делает это прямо на глине. "Я раскатываю кусочек глины и рисую прямо на глине, не на бумаге. Это быстро, удобно, у меня под рукой всё есть. За сеанс я могу сделать много таких работ. Если мне что-то не нравится, я потом просто от них отказываюсь", – поделилась художник-керамист Татьяна Бригадирова.
Эта работа называется "Зимний сад". Она о том, как трудно бывает женщине понять и выразить собственные чувства. Есть работы и в духе супрематизма. Литофания – от греческого "светящийся камень" – это технология родом из Франции. На фарфор наносят рельеф, который отчетливо виден только на просвет. Татьяна Бригадирова использует еще и воск. Так легче и быстрее доработать форму.
Выставка двух керамистов заполняет восемь залов, и в каждом из них показано, как именно такие разные художники решают одни и те же вопросы – света и тени, формы, символа и значения. И как каждый из них управляется со сложным и капризным материалом.