"Такие разные мужчины" – новая выставка портретов в Усадьбе Гальских в Череповце
"Такие разные мужчины"- новая выставка портретов в Усадьбе Гальских в Череповце. Художники, обращаясь к самому психологически сложному жанру в живописи, неизменно вынуждены выбирать между художественной задачей и пожеланиями заказчика. Как решали этот конфликт мастера разных эпох – увидела Анна Шустер.
Теперь население Череповца почти 300 тысяч, а эта усадьба начала XIX века – визитная карточка города. В день помещичий дом посещает до 400 человек – теперь у них есть возможность увидеть не только постоянную экспозицию музея, но и выставку мужских портретов, которая рассказывает об эволюции жанра. Выставка мужских портретов начинается с западно-европейской-графики XVI века. Она представлена в столовой усадьбы. Это работы Лукаса Кранаха Старшего. Несмотря на то, что заказчики портретов были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, стараясь отразить главные черты характера. Рядом с графикой акварели. Среди них работа придворного живописца Генриха III Пьера Дюмустье. "Изображен французский вельможа, видимо, придворный короля – самодовольный и в то же время игривый взгляд – очень интересная работа, и главное, что она хорошо сохранилась!", – комментирует коллекционер Алексей Егоров.
В соседней курительной комнате – российские сановники XVIII и XIX веков. Дипломат, воспитатель Павла I – Никита Панин, последний фаворит Екатерины II Платон Зубов. Контрастируют со строгой графикой – акварели. Их разместили на втором этаже рядом с северной гостиной, где любили проводить время дочери первого хозяина усадьбы. Их портреты украшают одну из стен, а вот изображения самого Андрея Ивановича Кудрявого не сохранилось. "Герой Отечественной войны 12-го года, с прекраснейшим образованием, ведь он закончил пажеский корпус, и, конечно же, был меценатом всех искусств", – рассказывает заведующая историко-этнографическим музеем "Усадьба Гальских" Оксана Рягузова.
Традиции меценатства не прерываются и сегодня. Картины, представленные на выставке "Такие разные мужчины", входят в частное собрание Алексея Егорова. Для экспозиции в усадьбу были переданы 77 работ из его коллекции. "Всё это в камерном, графическом, очень точном, буквально документальном изображении. Графика позволяет сделать очень быстрый рисунок, ухватить те черты, которые автор считает для себя наиболее существенными", – поясняет директор Череповецкого музейного объединения Светлана Султанова.
Портретный жанр развивался постепенно – самые драматичные изменения ждали его в XX веке. "Здесь очень интересный портрет Пикассо, он изобразил известного ученого и борца за мир Фредерика Жолио-Кюри. А также работа Шиле – портрет Рёсслера, он известный деятель культуры того времени, Первой мировой войны. Он как бы показывает, что работает и руками", – делится Алексей Егоров.
Рядом – Борис Пастернак, каким его увидел Роберт Фальк, автопортрет с ангелом Константин Чеботарёва, а таким в 76-м году изобразил себя Энди Уорхол. Застывший в задумчивости, он неоднократно говорил, что его завораживают люди с красивой улыбкой. "Следовало бы задуматься, что заставляет их улыбаться так красиво – писал Уорхол. Ответ на этот вопрос, вглядываясь в портреты, ищут и гости выставки.