В Кисловодске реставрируют старинное здание Северо-Кавказской государственной филармонии
В Кисловодске реставрируют старинное здание Северо-Кавказской государственной филармонии. Здесь выступали звёзды мировой величины, а посещение мероприятий было разрешено всем сословиям. О прошлом и будущем объекта культурного наследия – Ксения Луженкова.
Здесь танцевала Айседора Дункан, играл Шостакович, а Федор Шаляпин пел десять сезонов. Курортный зал Северо-Кавказской филармонии сравнивали с Большим и Мариинским театрами. На протяжении века он был средоточием культурной жизни региона. "Пять городов Кавказских минеральных вод собирали сюда – в эту точку культуры – собирали очень много гостей, много музыкантов, и здесь давал свой последний концерт в России Мстислав Ростропович перед отъездом в эмиграцию. Здесь первую встречу с публикой проводил Солженицын", – рассказала генеральный директор Северо-Кавказской филармонии им. В. И. Сафонова, заслуженная артистка России Светлана Бережная.
Здание проектировали параллельно с залом Московской консерватории. Ее директор, уроженец Кавказа Василий Сафонов, получил на строительство курортного зала в Кисловодске миллион золотых рублей. Эклектичный дворец, сочетающий неоклассику и барокко, возвели напротив железнодорожного вокзала. Отдыхающих встречали торжественная атмосфера и музыка. Ученик Московской консерватории Черешнев даст концерт ровно в восемь и одну вторую вечера. 120 лет назад эта афиша завлекала гостей курорта в филармонию. Сюда приходили после лечебных процедур и прогулок. Сейчас исторический зал, построенный в 1895 году, на реставрации. Перед мастерами непростая задача: сохранить подлинный облик пространства и адаптировать зал под современное использование – расширить миниатюрную сцену, укрепить галереи. Чугунные колонны кажутся легкими за счет гипсового декора. "Это делается для того, чтобы скрыть всю вентиляцию в полу. Вентиляция обычно проводится в потолке, но здесь настолько невероятный лепной декор, что мы не можем себе представить, как через него пойдут короба вентиляции", – пояснила архитектор-реставратор Мария Кучерявых.
Дух творчества оберегают Верди, Глинка, Моцарт и Бетховен. В барочном лепном декоре ни одного повторяющегося элемента. Гипсовые медальоны и венки снимают со стен, очищают и последовательно воссоздают. "Мы берем силиконовые загустители, все виды, и делаем такого типа резину. Мы ее заливаем гипсом Г-шестнадцатым, кладем армирование, и получаются готовые изделия, которые уже идут на монтаж утраченным, которые были на стене", – прокомментировал реставратор лепного декора Максим Кузьмин.
В первые месяцы реставрации в лестничных пролетах и фойе были обнаружены фрески с растительным орнаментом и декор, стилизованный под дерево. Всё это скрывали слои масляной краски, нанесенной в более поздний период. Реставраторы хотят вернуть помещениям дореволюционный облик, но при этом сохранить и советское наследие. К 2028 году артисты филармонии вернутся на сцену курзала, и начнется второй этап реставрации – в корпусе Скрябина.