В Малых Корелах открылась выставка, на которой можно сравнить объекты до реставрации и после
Закулисье музейного дела. В этом зале — более ста предметов искусства. Есть редчайшие экземпляры. Например, вот этот кокошник конца 19 века. Обнаружили его в Коношском районе, во время экспедиции. Изначально он был сильно загрязнен и деформирован.
Людмила Григорьева, художник-реставратор произведений из ткани музея-заповедника Малые Корелы: «В процессе реставрации я его полностью демонтировала на детали, очистила от загрязнений, внутри были плотные картонные прокладки. Все это дезинфицировано, проклеено и смонтировано, полностью очищено, смонтировано и укреплено, то есть я заново его собрала».
Кокошник редкий, праздничный. За такой можно было даже лошадь купить. Украшен речным жемчугом, вышивкой, золотными нитями. Перламутровые плашки сохранились не все. Задача реставратора — максимально сберечь историческое наследие. Поэтому ничего нового к предметам не добавляют. Еще один уникальный экспонат — мужская рубаха конца 19 — начала 20 века из Пинежского уезда. Мужской одежды сохранилось мало.
«Эту рубаху реставрировала в течение месяца».
Хотя иногда на реставрацию могут уходить годы. На выставке также иконы, мебель. Есть и очень любопытный стенд.
Анна Ускова, корреспондент: «Здесь представлены экспонаты, когда они поступают в музей в первоначальном состоянии. Например, эта подставка под керосиновую лампу. Она выполнена из сплава, который называется шпиатр. Это соединение цинка, олова, свинца и немного меди. Проблема заключается в том, что этот металл со временем практически рассыпается и весь узор, весь рисунок восстановить достаточно сложно».
В музее Малые Корелы работают три мастерских: реставрации ткани, дерева и древнерусской живописи. Как правило, их работа скрыта от посторонних глаз. Специалисты решили исправить ситуацию.
Денис Данилов, куратор выставки, заместитель заведующего научно-экспозиционного отдела музея-заповедника Малые Корелы: «В нашем музее, если мы говорим об истории музея-заповедника Малые Корелы — это первая выставка, посвященная этому аспекту деятельности музея».
Особо специалисты отмечают совместную работу с Архангельским филиалом Всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря. В Малых Корелах, например, нет реставратора керамики. Такие экспонаты отправляют в центр. Время в этом зале остановилось. Экспонаты отреставрированы, но полностью сохранили самобытность.