Музей Востока представляет выставку "Зеленые горы и изумрудные воды"
Выставкой китайской живописи "Зеленые горы и изумрудные воды" Музей Востока отмечает перекрестные года культуры России и Китая и 75-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Художница Анна Донченко работает в стиле традиционной китайской живописи гохуа. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Минимум живописных средств, максимум выразительных. Глубокий символизм и сюжетная доступность. Не просто образы, созданные тушью на бумаге, а многовековая китайская философия. Линии и штрихи, пятна и размывка – все эти приемы читаются как та или иная энергия. Сухой штрих с эффектом непрокрашенности – это ян. Влажная, широкая линия – инь. Предельная лаконичность, в которой заключен целый мир. "На основе изменения толщин линий, наклонов и наполненности линий создается и передается не только внешняя форма объектов, но и внутреннее содержание. Если мы рисуем линии с пропусками, у нас получится старая ветка – суховатая, кривоватая. А если рисуем наполненно – это уже молодая веточка, в которой текут соки", – пояснила художница, член Центрального правления Общества российско-китайской дружбы Анна Донченко.
Китайская живопись гохуа – отдельная вселенная в мире искусства. У нее своя история, традиции и законы. Изучать ее можно всю жизнь и лишь на шаг приблизиться к идеалу. Анна Донченко самому популярному стилю живописи Поднебесной обучалась в Китайской академии искусств в Ханчжоу, после стала ученицей знаменитого художника Гу Дамина. На выставке "Зеленые горы и изумрудные воды" Анна представляет самые красивые уголки Поднебесной, в которых ей удалось побывать. Большинство произведений живописи гохуа – это пейзажи. Во многом это связано с концепцией о единстве природы и человека. Согласно ей, между людьми и Вселенной не существует неодолимых преград. "Пейзаж, который пишет китайский мастер, как взгляд летящей птицы сверху либо взгляд человека, плывущего на лодке по реке, который одновременно видит изменяющийся пейзаж. Поэтому в китайских пейзажных картинах можно прослеживать не только трехмерное измерение, но еще есть ощущение времени изменения, как будто мы путешествуем, разглядывая эти реки, горы, водопады", – добавила Анна Донченко.
Путешествие не ограничивается даже рамами. Почти все картины – в свитке. В своих работах Анна Донченко использует аутентичные материалы: тушь, китайские водяные краски и бумагу сюаньчжи. Китайская живопись является отображением души художника. Чтобы понять ее, нужно просто всмотреться и вдуматься в произведения, отображающие путь человека в этом мире.