Культурное путешествие Простой сложный Музей Востока
Персоны
В какое время ни приди – в Музее Востока всегда есть публика. Что особенно привлекает сюда посетителей? Богатство экспозиции, которая способна удивлять вновь и вновь. Какую роль в жизни музея сыграло семейство Луниных?
СТУПАК: Здравствуйте, в эфире программа "Культурное путешествие". В студии ее ведущие Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, добрый день.
САФАРОВ: Добрый день, Полина.
СТУПАК: Здесь можно послушать японскую флейту и насладиться игрой на африканском барабане, окунуться в мир чайных традиций древнего Китая и научиться искусству икебаны, познать древние традиции народов Индии, арабских стран, Центральной и Юго-Восточной Азии. И все это Государственный музей Востока – единственный музей России, собирающий, хранящий, изучающий и популяризирующий произведения искусства Востока. Если вы никогда не бывали в Корее, Индонезии или, например, в Мьянме, то начать свое знакомство с культурой этих стран можно именно в этом музее, который за свою 100-летнюю историю (а образовался он в 1918 году) собрал более 150 тысяч уникальных предметов, многие из которых больше нигде нельзя увидеть. Ныне музей располагается на Никитском бульваре, хотя до этого сменил немало адресов, в старинном особняке Луниных. О представителях этого знатного рода мы обязательно расскажем подробно. А начиналось все с предметов из антикварных магазинов, собраний бывших дворянских усадеб и картин, посвященных русским городам. Этот музей часто называют "сказочной шкатулкой". Марат, какие сокровища сейчас предлагаются вниманию посетителей?
САФАРОВ: Да. Ну, во-первых, в Музее Востока всегда проходят замечательные выставки, о них мы поговорим, они камерные выставки, занимают там один, два, три зала, но тем не менее всегда большое количество публики приходит.
СТУПАК: Это помимо постоянной экспозиции?
САФАРОВ: Они помимо постоянной богатейшей экспозиции. И нельзя сказать, что они очень активно так вот рекламируются, и в отличие от таких грандиозных наших мега-музеев, их выставочных проектов прямо-таки, что называется, на слуху, но тем не менее у Музея Востока всегда своя аудитория. И в какое время ни приди, время дня, например, и тем не менее всегда люди приходят на эти выставки, то есть они никогда не проходят незамеченными. Надо сказать, что эти выставки, они, вот Музей Востока удается на своих богатейших фондах организовывать эти выставки, когда возникают различные сложности, как, например, в прошлом году. В пандемический год музейная жизнь, во-первых, просто экспозиционная жизнь даже замирала, а уж разговор о том, чтобы осуществлять международные проекты, вообще было очень все сложно, все затормозилось. А Музей Востока обладает такой богатейшей коллекцией, что… ну, понятно, он придерживается своего плана.
СТУПАК: Я наслаждалась онлайн их проектами.
САФАРОВ: Онлайн-проектами. И тем не менее он может на основе своей коллекции организовывать, компоновать замечательные выставки, которые не уступают, если бы они были, например, международными. Это говорит о том, что вот эта коллекция с 18-го года, более 100 лет она собирается, она столь богатая, что, мне кажется, что Музей Востока может и еще несколько веков, совершенно не задумываясь о том и не привлекая какие-то другие фонды и партнеров, осуществлять выставки. Но если говорить серьезно, конечно, Музей Востока – это мировой музей. А здесь надо сказать, что вообще, я думаю, что с десяток такого рода музеев в мире есть. Ну, нам известные там, скажем, Музей исламского искусства в Берлине, вот такого рода, турецкий, конечно, Стамбульский музей, в Соединенных Штатах такие есть и в Англии, конечно. Лондонские коллекции Музея Виктории и Альберта тоже восточные коллекции, восточными фондами обладает. Но это вот буквально, что называется. Даже в нашей стране, которая занимается востоковедческой наукой, и один из центров востоковедения, такого рода музей уникальный. Ну, наряду, я думаю, что с Эрмитажем, конечно, с эрмитажной коллекцией. И вообще надо здесь сказать, что Москва не являлась востоковедческим центром никогда, а эту функцию, такую миссию она приобрела только в 20-м веке. Все-таки центр мирового востоковедения и русского востоковедения – это Санкт-Петербург. И поэтому музей создавался буквально (во-первых, это революционный год, гражданская война), он создавался на пустом месте – на основе тех коллекций национализированных в основном, которые сюда приходили...
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие