Выставка о Пушкине и Брюллове открылась в Петербурге
Выставка "Александр Пушкин. Карл Брюллов. Параллели" открылась в музее-квартире Александра Сергеевича в Петербурге. В этом году исполняется 225 лет со дня рождения и поэта, и художника. О двух ровесниках и единомышленниках, об их коротком, но близком общении расскажет Алексей Олиферук.
"Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон" – эти строки Пушкин написал после знакомства с главной русской картиной XIX века "Последним днем Помпеи", состоявшегося в петербургской Академии художеств в 1834 году. До встречи с автором было еще два года. В письме к жене в мае 36-го Пушкин писал: "…Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен".
"В конце мая 36-го года Брюллов и Пушкин прибыли в Петербург, они встречались. Встречались вместе с Жуковскими, Глинкой – это был общий круг. И Пушкину очень хотелось, чтобы великий Карл написал его жену и детей", – рассказала заведующая мемориальным Музеем-квартирой А. С. Пушкина Галина Седова.
Сеанс у Брюллова не состоялся, если говорить о Натали, то великий Карл предпочитал другой тип красоты, а портретированию детей во время визита к поэту на Каменоостровскую дачу помешала мрачная петербургская погода. В итоге Наталью Николаевну Брюллов всё же увековечил, но только другой, старший брат Карла, Александр. Возможно, если бы не 37-й год, случился бы и портрет самого Пушкина. В действительности даже в день гибели поэта Брюллов по болезни не смог прийти на Мойку и отправил туда своего ученика Мокрицкого. "Мокрицкий сделал потрясающий рисунок. На нем Пушкин еще не в гробу, его просто вынесли и положили на стол в передней. Когда в 1986 году восстанавливали в полном архитектурном объеме наш дом, то использовали этот рисунок для того, чтобы восстановить двери", – сообщила Галина Седова.
Брюллов как будто чувствовал, что у него есть определенный долг перед поэтом. Их многое объединяло: понимание Античности, стремление избавиться от царских милостей и гнева, любовь к югам – у Брюллова к Италии, у Пушкина к Тавриде. В качестве посвящения поэту Карл выбрал живописную версию Бахчисарайского фонтана. "Мы видим в этой витрине те брюловские карандашные наброски, как он искал композицию, ракурс представления героев поэмы. И обратите внимание: год завершения работы Брюлова на этой картине – 1849-й. Сложись обстоятельства по-иному, ведь Пушкину в это время исполнилось бы только 50 лет, это мог быть подарок великого Брюллова великому Пушкину", – поделился президент Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.
Дружба между гениями едва ли возможна. Короткая история общения Пушкина и Брюллова, скорее, из разряда исключений. Каким бы мог быть портрет Пушкина кисти Брюллова? Вместо ответа на Мойке, 12 ведут диалог два шедевра Василия Тропинина.