11 сентября 2024, 08:01 11 сентября 2024, 09:01 11 сентября 2024, 10:01 11 сентября 2024, 11:01 11 сентября 2024, 12:01 11 сентября 2024, 13:01 11 сентября 2024, 14:01 11 сентября 2024, 15:01 11 сентября 2024, 16:01 11 сентября 2024, 17:01 11 сентября 2024, 18:01

Выставка "Иосиф Бродский. Место не хуже любого" открылась в Еврейском музее и центре толерантности

  • Картинка
  • Выставка "Иосиф Бродский. Место не хуже любого" открылась в Еврейском музее и центре толерантности
  • Картинка
    Выставка "Иосиф Бродский. Место не хуже любого" открылась в Еврейском музее и центре толерантности
  • Выставка "Иосиф Бродский. Место не хуже любого" открылась в Еврейском музее и центре толерантности
Она рассказывает о реальных маршрутах Бродского-эмигранта и о его перемещениях в пространстве поэзии.

"Иосиф Бродский. Место не хуже любого" – так называется выставка в Еврейском музее и центре толерантности. Она рассказывает о реальных маршрутах Бродского-эмигранта и о его перемещениях в пространстве поэзии. Экспозицию осмотрела Мария Трофимова.

Отправная точка – отъезд поэта из страны четвёртого июня 72-го. Пространство выставки начинается с аэропорта – так называемого "не-места", точки невозврата, после которой любой город на карте будет для Бродского "местом не хуже любого". Узкий коридор, бетонные полы, высокие потолки, условная стойка регистрации. И неслучайный серый цвет – "цвет времени и бревен", отсылающий к жизни в Советском Союзе. Здесь виза, посадочный билет на самолет, письмо Брежневу, где поэт просит разрешения заниматься переводами, и фотографии Бродского перед вылетом. "Вот это три фотографии уже прямо у входа в аэропорт и последняя, справа, где он уже берет сумку и уходит. Это последняя фотография, которая сделана в России", – делится историк архитектуры, друг Иосифа Бродского Михаил Мильчик.

Жизнь в эмиграции – как непрерывная борьба с ностальгией, попытка справиться с реальностью настоящего и неопределенностью будущего. Отчасти в этой борьбе помогали путешествия. Множество поэтических текстов, посвященных разных странам, городам. Англия, Америка, Швеция, Венеция – четыре места, которые Бродский называл своим домом. Но где бы поэт ни жил, одно оставалось неизменным – рабочий кабинет. Небольшой, уединенный, со столом сбоку от окна, портретами любимых людей, авторов, открытками, вырезками из журналов. Вот условная Америка. Именно там вышли первые прижизненные сборники. "Когда вышли "Новые стансы к Августе", его единственный сюжетный поэтический сборник, стихи, посвящённые Марине Павловне Басмановой, Бродский увидел, что его выпустили в синем цвете. Он восторженно позвонил Эллендее Проффер, которая занималась дизайном в издательстве "Ардис" и сказал, чтобы в дальнейшем все его сборники выходили в синем цвете. И назвал его "августовский синий", – рассказывает куратор выставки и музея "Полторы комнаты" Иосифа Бродского Юлия Сенина.

На выставке не только путешествия по реальным местам и странам, но и воображаемые маршруты поэта, которые часто проходили через миры изобразительного искусства: офорты Рембрандта, конструкции Брака, композиции Пиранези, полотна Лоррена. "С Лорреном Бродский познакомился в Эрмитаже. Он, хотел продолжения цикла, мифологически построенного как цикл, посвящённый разным временам суток. Поскольку у Лоррена огромное значение имеет цвет, состояние воздуха вообще, Бродский хотел написать поэтический цикл, который был бы рассказом о разном времени дня", – говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Гадас.

Авторы выставки воссоздали те самые "Полторы комнаты" в коммунальной квартире на улице Пестеля в Петербурге. Тёплый родительский дом, который Иосиф Бродский называл самым счастливым местом в своей жизни.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация