Музей "Малые Корелы" посвятил выставку работе реставраторов
Их главный принцип – не навреди, а работа, как правило, скрыта от глаз посетителей. В музее "Малые Корелы" решили исправить ситуацию и посвятили выставку реставраторам. С мастерами пообщалась Анна Ускова.
В этом зале – более ста предметов искусства. Есть редчайшие экземпляры. Например, вот этот кокошник конца XIX века. Обнаружили его в Коношском районе, во время экспедиции. "В процессе реставрации я его полностью разобрала на детали, очистила от загрязнений. Всё проклеено и смонтировано, полностью очищено и укреплено, то есть я заново его собрала", – рассказала художник-реставратор произведений из ткани музея-заповедника "Малые Корелы" Людмила Григорьева.
Кокошник редкий, праздничный. За такой можно было даже лошадь купить. Украшен речным жемчугом, вышивкой, золотными нитями. Перламутровые плашки сохранились не все. Задача реставратора – максимально сберечь историческое наследие. Поэтому ничего нового к предметам не добавляют. Еще один уникальный экспонат – мужская рубаха конца XIX – начала XX века из Пинежского уезда. Мужской одежды сохранилось мало. На выставке также иконы, мебель. Есть и очень любопытный стенд.
Здесь представлены экспонаты, когда они поступают в музей в первоначальном состоянии. Например, эта подставка под керосиновую лампу. Она выполнена из сплава, который называется шпиатр – это соединение цинка, олова, свинца и немного меди. Проблема заключается в том, что этот металл со временем практически рассыпается и весь узор, весь рисунок восстановить достаточно сложно. В музее "Малые Корелы" работают три мастерских: реставрации ткани, дерева и древнерусской живописи. Как правило, их работа скрыта от посторонних глаз. Специалисты решили исправить ситуацию. "В нашем музее, если мы говорим об истории музея-заповедника "Малые Корелы", это первая выставка, посвященная этому аспекту деятельности музея", – сообщил зам. заведующего научно-экспозиционного отдела музея-заповедника "Малые Корелы", куратор выставки Денис Данилов.
Особо специалисты отмечают совместную работу с Архангельским филиалом Всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря. В "Малых Корелах", например, нет реставратора керамики. Такие экспонаты отправляют в центр. А вообще, время в этом зале остановилось. Экспонаты отреставрированы, но полностью сохранили самобытность.