Роман Мадянов умел быть обаятельным даже в образе отъявленных злодеев
Одному из лучших актеров поколения Роману Мадянову выпала счастливая творческая судьба. Она вместила более 200 одних лишь киноролей – от обаятельного сорванца Гекльберри Финна до пожилого царя Феофана в картине "По щучьему велению".
Первая главная роль сразу была у самого Георгия Данелия. Партнеры по съемочной площадке – Басов и Леонов.
"Ах ты негодяй. Вот тебе. Только подойди, только попробуй. Я тебе так дам, что твой труп покажется огурчиком", – так появились эти кадры их фильма "Совсем пропащий".
В школьные годы Роман Мадянов успел сняться аж в десяти кинофильмах, и в трех из них у него были главные роли. Отдельная страница его кино биографии – съемки в детском журнале "Ералаш".
В этом весь Мадянов. В кадре он не играл, а жил еще с первой эпизодической роли в картине, куда их с братом привел отец-режиссер, чтобы мальчишки без дела не слонялись.
"И отец просто сказал девочкам костюмерным: "Девчонки, я вас умоляю, оденьте этих двух. Форму на них наденьте, и пусть они с детьми, которые снимаются, носят, чтобы они под ногами не болтались", – вспоминал актер.
Так и началось его кино. С братом он потом еще не раз сыграет вместе: в картине Валентина Горлова "Все дело в брате", а затем уже совсем зрелым артистом у Николая Досталя в "Расколе".
"Кино для меня всегда являлась отдушиной, – признавался Мадянов в программе "Пока все дома". – Потому что в кино меня стали приглашать. Потому что удачный выход того же "Штрафбата" дал импульс, чтобы меня, как Мадянова, стали использовать несколько в ином плане".
Самое удивительное – это, конечно, его диапазон: военачальники и просто начальники, бригадиры и архиереи, министры и особисты, олигархи и мелкие жулики. И везде образ создавался ярко, убедительно, с жизненной правдой. За музыкальность монологов и непредсказуемость в кадре его называли актером высочайших возможностей, Заслуженным артистом России, но по настоящему народным.
"Тонкий, понимающий, ироничный, – характеризовал Мадянова режиссер Владимир Хотиненко. – У него есть ощущение жизни, смысла жизни без пафоса. Таким он и жил".
Роль замполита Колобкова в "Солдатах" лишь упрочила и без того громадную народную любовь к нему, хотя сам Мадянов и не считал эту роль лучшей.
Образы военных ему вообще очень удавались. В фильме "Подольские курсанты" Роману Мадянову досталась роль генерал-майора Василия Смирнова, начальника Подольского стрелково-пулеметного училища, осуществлявшего общее руководство обороной Ильинского рубежа.
А вот мэр Шевелят в "Левиафане", за только которого получил одну из своих четырех премий "Ника". В фильме для характеристики героя Мадянову пришлось использовать для обсценную лексику. Не хотел, ведь сам никогда не ругался, но режиссер настоял – ради искусства.
В первой масштабной экранизации романа Солженицына "В круге первом" актер перевоплотился в министра госбезопасности Абакумова. При этом Мадянов гениально показал внутренний психологический ад героя, где ужас перед Сталиным сильнее страха Божьего.
– Докладываю, два аппарата секретной телефонии будут готовы 1 мая.
– Не врешь?
– Не вру, товарищ Сталин, вот вам истинный крест!
– Ты что, Абакумов, в Бога веришь? А зачем тогда крестишься?
– Не могу знать.
– Понимаю. Атавизм. Прощаю.
"Если ты сильного играешь, суперкрутого, значит, найди возможность, где он может сломаться, что его, казалось бы абсолютно всесильного, может что-то забеспокоить. Нашел? Хорошо", – делился секретами актерской профессии роман Мадянов.
Вот ровно таким он и сыграл майора Харченко, начальника особого отдела дивизии в культовом российском телесериале "Штрафбат".
Так что актерское осмысление, темперамент, пластика вырастали из книг, из жизненных наблюдений. И режиссеры чувствовали его бесценный потенциал. С Романом Мадяновым работали самые именитые мастера кино. Им он был нужен как воздух, как камертон достоверности.
"Еще одно слово и тебе уже не придется в тир ходить, капитан. Потому что я тебя на этом самом месте пристрелю как труса и изменника", – произносит он в "Утомленных солнцем-2".
"В "12" – практически одна из самых невнятных ролей в сценарии. И он сумел в этом малом пространстве быть неожиданным, самостоятельным, запоминающимся", – восхищается творческой удаче Мадянова в своем фильме режиссер Никита Михалков.
Даже у Гайдая Мадянов успел сыграть в его эксцентричной криминальной комедии, где он абсолютный герой нового времени.
"У меня клиент будет всегда", – был уверен Мадянов в фильме "Частный детектив, или операция "Кооперация".
"Что бы он ни играл, в нем была такая сила чувства юмора, что любая драматическая роль всегда была окрашена его внутренним юмором, – поясняет режиссер Сергей Урсуляк. – Каждая роль окрашивалась мудростью, его народностью. Он был очень народный артист. Он был из породы настоящих, больших русских артистов".
"Ванюша, я ведь в эту простоту играю, чтобы людям понятней было. А сердце и душа –это все есть и это все болит. Я не буду про березки, про ромашки, про колокольный звон и баб в кокошниках. Хотя про баб и сеновал я рассказал. Жаль, что поэт. И про родину я помню", – говорил Мадянов в фильме о молодости Штирлица.
Кого бы Мадянов ни играл, всегда создавал объемные и притягательные характеры. У него очень получались крупные натуры, такие как купец-миллионщик Яков Куприянов в сериальном эпосе "Угрюм-река" или сотрудник ГПУ в сериале "Зулейха открывает глаза". Этот персонаж актер назвал сволочью, но даже в отрицательном обаянии злодеев он умел раскрыть что-то особенное.
Он сумел и успел сыграть много поразительно разных образов. Среди них есть и тренер в "Легенде номер 17", и новый главврач в суперпопулярном сериале "Склифосовский", и конфликтный антрепренер Михаил Лентовский – обаятельный мошенник, который наживается на блестящем таланте Шаляпина. Неожиданный образ Мадянова – это роль в сериале "Доктор Рихтер". Здесь Роман Мадянов проникновенный, нежный.
Многим фильмам с его участием еще только предстоит выйти. Зрители телеканала "Россия" увидят Мадянова в сериале "Куколка" и в 12-м сезоне сериала "Склифосовский", съемки завершились совсем недавно.
С ним прощались в храме Архангела Михаила в подмосковных Бронницах. Это была негромкая, скорбная церемония без пышных речей и давки, хотя и сюда приехали сотни его поклонников. Упокоился Роман Мадянов на простом деревенском погосте в селе Малахово Раменского района Московской области, словно и этим фактом утвердив свою народность. 51 год из 62 отпущенных ему земных лет Роман Мадянов оставался в профессиональной карьере, верный искусству, своей стране, своим зрителем, большим артистом, сыгравшим бессмертные роли.