На ВДНХ открывается выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха
"Миры Майтреи" – выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха открывается в Музее Востока на ВДНХ. Образ Будды грядущего занимает важное место в творчестве художника и в жизни его семьи. Впечатлениями делится Анна Шустер.
Новая выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха "Миры Майтреи" погружает зрителей в восточный колорит. Образ Будды грядущего мирового порядка выбран центральной фигурой экспозиции неслучайно. С 1923 года по 28-й семья Рерихов совершила Центрально-Азиатскую экспедицию. Ее маршрут проходил через Индию, Северо-Западный Китай, Алтай, Монголию. Красота Азии нашла отражение в работах Рериха тех лет. Одна из них называется "Чудо". Здесь отражена восточная легенда о явлении спасителя мира, который пройдет по каменному мосту, и только семеро будут знать о его приходе. Интересно, что на картине художник смешивает топонимы. "Там присутствуют голландские мосты, американский Гранд-каньон, Гималаи. Он хочет показать, что разным народам близок мессия", – рассказал заведующий отделом "Наследие Рерихов" Государственного музея Востока, куратор выставки Владимир Росов.
Важное место на выставке занимает серия "Майтрея" из шести полотен. Когда-то Рерих подарил ее наркому Луначарскому. "Насколько я знаю, Луначарский ее передарил Горькому, который передал ее в музей своего родного города, и сейчас она в Нижегородском музее. И в Москве, насколько я знаю, выставляется впервые", – генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов.
Рядом с картинами скульптуры. Посетители могут увидеть буддийскую бронзу из коллекции семьи Рерихов. В письмах Елена Рерих упоминала фигуру Майтреи, которую хранили на домашнем алтаре. "Мы не можем утверждать, что это конкретно эта скульптура, потому что у нас не сохранилось точного описания, однако это упоминание говорит о том, что образ Майтреи играл большую роль в мироощущении семьи", – рассказала куратор выставки Мария Титова.
А эта работа относится к позднему творчеству Николая Рериха. В очерке "Слово об отце" младший сын художника Святослав писал: "Прекрасная картина "Клад захороненный" – это, возможно, глубокий символ огромных достижений и необыкновенной жизни". В правом углу картины изображен человек, который опускает в воду таинственный сосуд, а на переднем плане слева можно разглядеть еще один профиль. Он угадывается в скальном откосе. Этот выступ похож на бороду, дальше нос, глаза, лоб.
Каменный силуэт напоминает черты самого Рериха. Он будто наблюдает за происходящем из вечности. Горные пейзажи помогают прикоснуться к ней и насладиться величием воспетой художником природы.