Музей современной истории России отмечает 100-летие выставкой "Факты и артефакты"
Музей современной истории России отмечает 100-летие большой выставкой "Факты и артефакты". Пятьсот экспонатов – своего рода "обзор" огромного музейного собрания, где нет вещей более или менее значимых – ведь со временем памятником истории может стать любой предмет. Юлия Кундрюкова – подробнее.
То, что происходит сегодня, завтра – уже история. Простая формула, которой руководствуются сотрудники Музея современной истории России уже сотню лет. В 1924 году эти двери впервые открылись для посетителей – тогда это был музей Революции. "Идея создания этого музея родилась не в дни октябрьской революции, а в среде российской интеллигенции еще в момент февраля. Было создано общество друзей музея революции, в которое вошли и Брюсов, и Бунин", – рассказывает генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.
Всего в музее – более миллиона артефактов. Большинство показывают редко. Чего не скажешь о платье Александры Колонтай – первой женщины-министра в истории нашей страны. Долгое время оно было в постоянной экспозиции, теперь – только на временных выставках, бархат – материал капризный, нужно беречь. А это – первый экспонат музея Революции – осколок "московского пряника" – самодельного взрывного устройства 1905 года. Центральный экспонат как символ истории – киноустановка "КПТ-1" – подарок Сталину от трудящихся. Строительные леса как образ бесконечной стройки от революции до наших дней. И экраны с хроникой – бесценный материал для историков.
Этот кинопроектор подарили Сталину в день его семидесятилетия, в 49-м году. Тогда музей Революции уже не только хранил раритеты, но и организовывал экспедиции. "Самая знаковая первая экспедиция у нас была в 1943 году – наши сотрудники выезжали в Сталинград. И тогда им разрешили буквально ходить по всему городу и собирать то, что интересно", – делится главный хранитель Музея современной истории России Валерия Каграманова.
Военные трофеи и личные вещи выдающихся советских военных. Вот, например, форменная одежда маршала Ивана Конева. А это – письмо на листе магнолии, которое снайпер Людмила Павличенко, во время Великой Отечественной войны написала своей матери. Вообще, эта выставка – дань памяти тем, кто формировал фонд музея – сотрудникам, которые выезжали в самые отдаленные уголки страны – например, на Чукотку. Экспедиции продолжаются и сегодня. Сотрудники Музея современной истории стали первыми участниками межмузейной группы на Донбассе. "Нельзя упускать время. То, что сегодня кажется абсолютно распространенным и неинтересным явлением, ну даже в материальной культуре, через пару лет может исчезнуть и потом только на аукционах искать. А уж конечно, когда мы говорим о таких явлениях, как Крымская весна, русская весна, события на Донбассе – здесь нужно быть в первых рядах", – говорит зам. генерального директора по развитию и внешним коммуникациям Музея современной истории России Никита Аникин.
Окопные свечи, фляги с позывными, шлемы – все это через несколько лет тоже станет экспонатами. Еще недавно такая табличка, например, была страшной обыденностью, теперь – за витринным стеклом рассказывает о тяжелом периоде пандемии и героизме врачей. Есть на выставке и удивительное соседство: например, макет Храма Христа Спасителя – рядом с личными вещами Ивана Жолтовского – архитектора, который проектировал на месте храма Дворец Советов. Вот так история соединяет враждующие лагеря и подводит беспристрастные итоги.