Работы живописца Дмитрия Стеллецкого показали в Доме русского зарубежья
"Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней". Выставка к 150-летию со дня рождения живописца, скульптора и графика открылась в Доме русского зарубежья. Основу экспозиции составили работы, созданные до 1914 года, когда художник навсегда покинул Россию. Юлия Кундрюкова продолжит.
Художник, чье имя почти забыто. Дмитрий Стеллецкий был увлечён искусством средневековой Руси. Фрески, иконы, старинная архитектура переплетаются в его работах с авангардом и символизмом. "Стеллецкий новый путь развития искусства русского как раз видел в возвращении из своей точки в 10-е годы века XX в допетровскую Русь. Это переосмысливание того, что было, учитывая опыт, который за это время накопило искусство", – пояснила куратор выставки Дина Гаврилова.
Кирилл Семёнов-Тян-Шанский из Парижа – исследователь творчества Дмитрия Стеллецкого. Его дед был хорошо знаком с художником. Выделил ему мастерскую, когда тот эмигрировал во Францию. Немало картин остались в этой семье до сих пор. "Он был первый вдохновитель Гончаровой. Мало кто знает, но это чистый факт. Они дружили уже со времен Академии художеств. И была дружба очень художественной дружбой. Действительно, в первых картинах Гончаровой есть влияние Стеллецкого", – рассказал хранитель коллекции Д. Стеллецкого (Франция) Кирилл Семёнов-Тян-Шанский.
Он был дружен со многими представителями общества "Мир искусства". Константин Маковский писал, что "Стеллецкому предначертано продолжить угасшее в середине XV века великое художество Ромеев". Даже в письмах он использовал старославянскую кириллицу. Дмитрий Стеллецкий был близким другом архитектора Юрия Стравинского – старшего брата знаменитого композитора. Здесь есть трогательные письма к нему в духе старославянской письменности. На выставке можно увидеть поздравление со свадьбой, портрет с забавным названием "Юрий Стравинский, покушавший яиц вкрутую".
У Стеллецкого было отличное чувство юмора. Например, шарж на рисунок Бориса Кустодиева, где одному из мужчин явно не хватало ноги. На своем рисунке Стеллецкий её пририсовал и подписал: "за четвертую ногу 25 рублей прибавки". Но серьезного в его творчестве было куда больше. Он, например, стоял у истоков общества "Икона" – уже в эмиграции. "Они собирали иконы, и главное – они сохраняли традицию: устраивали выставки, издавали книги, публиковали статьи, устраивались научные конференции", – поделился директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Виктор Москвин.
Дмитрий Стеллецкий создавал и эскизы костюмов и декораций для театра. "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Снегурочка" – всё на русскую тематику, где так же сочетал средневековое искусство с элементами символизма. На выставке большинство работ относятся к периоду до отъезда Дмитрия Стеллецкого в Париж. Есть и скульптура – ведь по образованию он именно скульптор – портрет Леонардо да Винчи. Почти все его картины похожи на иконы или фрески. Яркий пример – аллегории – "Утро", "День", "Вечер" и "Ночь". Таким, по мнению Стеллецкого, могло бы стать новое русское искусство с более существенной опорой на прошлое.