Антон Яковлев – о постановке "Гамлета" в театре "Ленком"
Возвращаясь к вопросу о миссии Гамлета, заметим, что в заключительной сцене, в поединке, у Гамлета и Лаэрта рапир в руках нет, оружия нет. Ранее, когда Клавдий в церкви, пытается замолить грех братоубийства, Гамлет не просто наблюдает, как у Шекспира, а подходит к королю вплотную, касается его кинжалом, но не применяет его. Его миссия сложнее, чем удар кинжалом. Человеческие права попраны! Торжествует несправедливость! Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов, он говорит. И он понимает, что ему придется участвовать не в рыцарском поединке с Лаэртом, а в борьбе с лицемерием и деспотизмом. Порвалась дней связующая нить – и Гамлет, произнося текст, ходит по сцене и связывает концы веревок, а потом именно Клавдий снова развязывает их, под свой монолог. И это не единственная такая буквальная визуализация у Антона Яковлева. Да ведь в постановке "по мотивам" допустимы даже серьёзные отклонения, а такие буквальности просто забавны. Антон Яковлев, в нашей с ним беседе, разъяснил свои мотивы.