Традиции ковроткачества бережно хранят мастерицы из Суджи Курской области
Многовековые традиции ковроткачества бережно хранят мастерицы из Суджи Курской области. Сейчас этот промысел оказался под угрозой. Огромная коллекция ковров, ткацкие станки и сотни эскизов остались в Судже – в местном колледже искусств. Но студентов и преподавателей не сломили трудности. О том, как спасают любимое дело – репортаж Ольги Ефремовой.
Крупные розы на черном фоне. Паласное плетение, двусторонний, шерстяной – классический суджанский ковер. Такие украшали стены колледжа искусств. Огромная коллекция. Что сейчас с ней – не скажет никто. Видели только во вражеских пабликах, как украинские военные сжигают баннер на здании. Директор Александр Фесенко узнал в соцсетях укронациста и свой кабинет. "Посадил на стул секретаря скелет, мы же рисуем. Одел мой мундир казачий, папаху, положил нагайку и фотографировался на этом фоне", – рассказал директор Суджанского колледжа искусств им. Н. Плевицкой Александр Фесенко.
Сейчас ковровое отделение колледжа принял областной дворец культуры. Выделили просторный зал. Ткацкие станки для студентов сделали мастера драмтеатра – по чертежам Александра Савченко. Именно он в 90-е годы возродил в Судже традиционный промысел. В начале "лихих" ткацкая фабрика сгорела. Ковровое отделение в местном колледже открывал с нуля, был единственным преподавателем. С чистого листа начинает и сейчас. "Главное то, что мы сохранили коллектив. Практически все остались. По рисунку, по живописи, по композиции", – отметил зав. отделением художественного ковроткачества Суджанского колледжа искусств им. Н. Плевицкой Александр Савченко.
Гордая осанка, коса до пояса – так могла выглядеть мастерица и два века назад. Студентка Катя сосредоточена: для изготовления традиционного цветочного ковра нужно огромное терпение. Это искусство – наполовину математика. "Надо сначала высчитать проект, чтобы знать размеры своего коврика", – пояснила студентка Екатерина Масленникова.
Прежде чем сесть за станок – бумажная работа. На этой картинке – реальный суджанский ковер, который, скорее всего, уже не существует. Задача студента – выполнить технический рисунок, как бы расписать на бумаге всю будущую работу ткачихи. На этот рисунок будут ориентироваться во время работы. В маленькой провинциальной Судже студенты изучали и голландскую шпалеру. Девушки как раз рисуют эскиз будущего гобелена. Эту технику привез в российскую столицу ещё Петр I. Традиции ковроткачества были под угрозой не раз. В 1941-м – из-за оккупации Суджи фашистами. Но после освобождения города, ткачихи вновь взялись за работу. Счастливый конец обязательно будет и в сегодняшней истории.