Художественное стекло Лотарингии выставляют в Эрмитаже
Художественное стекло Лотарингии эпохи ар-нуво выставляют в Эрмитаже. Это более ста предметов, созданных двенадцатью французскими фирмами в том числе на заводе Эмиля Галле – выдающегося художника, наделенного разнообразными талантами. Репортаж Екатерины Грициенко.
Это – неповторимый стиль Галле – выдающегося художника декоративно-прикладного искусства эпохи модерна или ар-нуво. В 1877 году он унаследовал предприятие по производству стекла – в Лотарингии, на Северо-Востоке Франции. Но работать в традициях историзма не стал. Профессиональный ботаник, талантливый дизайнер, политик, знаток современной поэзии – свои обширные знания Эмиль Галле воплотил в шедеврах из многослойного стекла. Легко узнаваемые растения Эмиль Галле наделял особым смыслом. Например, папоротник обозначал тишину, роза – красоту жизни, а орхидея стала своеобразным символом нового стиля ар-нуво. Правда, Галле предпочитал дикую, латорингскую разновидность этого цветка.
Наделенные философским содержанием – цветы Галле переданы с предельной точностью. Это подтвердили ученые-ботаники, которые помогали организовать выставку. На рубеже веков он ведущий мастер Европы. В 1902 году президент Франции Эмиль Лубе преподнес российской думе дипломатический подарок. Ваза с изображением страстоцвета – образец большого стиля. Растение – символ страстей Христовых. На ножке – тернии и инкрустация в виде капель крови. Весь орнамент – это аллегория Франции, страдающей после войны с Пруссией. "Он отсылает к надеждам французов объединить страну. А для этого им нужна была помощь России, сами они бы не справились", – говорит куратор выставки Елена Анисимова.
Произведение фирмы Братьев Дом называют "призрачное дыхание" или "призрачная тень". На серо-голубом стекле, как сквозь туман, проступает лицо девушки в облаке длинных волос. "В 1893 году на мануфактуру братьев Дом приходит художник Жан Грюбер, который создал несколько проектов, опираясь на сюжеты опер Рихарда Вагнера – то есть его вазы так и называются – "Тристан и Изольда", "Сон Эльзы"", – рассказывает куратор выставки Ольга Баранова.
На хрустальной вазе лотарингского завода Баккара – тот самый флористический узор. Правда, это не Ирисы или маки – любимые художниками модерна. Это изображение кактуса – вполне прагматичный выбор. Бакара стремилась завоевать не только европейский, но и южно-американский рынок. "Это уже, безусловно, промышленное время, и мы думаем о своем возможном потребителе, и мы, естественно, стараемся украшать вещи цветами тех растений, которые привычны, которые будут хорошо смотреться в южно-американском доме", – объясняет куратор выставки Елена Анисимова.
В залах главного штаба – произведения из фондов Эрмитажа и из личного собрания коллекционера Юрия Борисова. Свою любовь к стеклу Лотарингии он называет необъяснимой. И приводит слова Эмиля Николя – арт-критика ХХ века. "Он как-то сказал – витрина художественного стекла манит нас к себе словно улыбка. То есть это непостижимое чувство? Это очарование", – комментирует коллекционер Юрий Борисов.