Премьера оперы Денисова "Четыре девушки" – в театре им. Сац
Редко исполняемая опера Эдисона Денисова "Четыре девушки" по пьесе Пабло Пикассо – в театре имени Наталии Сац. Дирижер Валерий Платонов получил рукописный клавир более 30 лет назад – теперь он оцифрован и звучит со сцены. На премьере побывала Дженнет Арльт.
В основе либретто оперы Денисова – пьеса Пабло Пикассо "Четыре маленькие девочки". Пикассо-писатель остается визионером. Его сюрреалистический текст – поток сознания художника, для которого не важен сюжет. Главное – картины детства, игры, первых попыток понарошку попробовать мир взрослых на вкус. Эдисон Денисов сохранил бессюжетность пьесы. Он говорил, здесь нет острого конфликта или драмы, здесь много света и игры. Свою оперу он называл "опера-игра, в которой игрой становится даже само пение".
Оперу "Четыре девушки" Денисов написал по заказу дирижера Геннадия Рождественского в 1986 году. Сочинение не прошло цензуру, и через несколько лет клавир "Четырех девушек" Эдисон Денисов подарил дирижеру Валерию Платонову. "Поскольку это рукописный клавир, написанный рукой композитора, ну, ксерокопия, естественно, там очень мелкая запись нот. И я решил сесть за компьютер и оцифровать его. В октябре 22-го года сыграли это в концертном виде. И после этого зародилась идея, что это совершенно замечательная музыка, которая прямо так просится на подмостки", – рассказывает музыкальный руководитель и дирижер постановки Валерий Платонов.
В центре оперы – четыре юные девушки в античных одеждах. Их путешествие по реке жизни начинается с невинных детских забав. Постепенно они взрослеют, влюбляются, выходят замуж, воспитывают детей. Без конкретики, но через вполне понятные намеки, символы, ритуалы, воплощая образ загадочной и чувственной женственности. "Некий собирательный образ вообще женского начала. То есть как бы тут можно рассматривать и каждую девушку в отдельности, и четырех девушек вместе как некий образ одной девушки, женщины, девочки", – объясняет солистка оперной труппы Детского музыкального театра им. Н. И. Сац Мария Деева.
Хор на балконе, как в античном театре, дополняет пение девушек, а визуальную часть раскрашивают балетные пантомимы. Оркестр, по замыслу Эдисона Денисова – математика по первому образованию – выкладывает затейливую звуковую мозаику из лирических фраз и мерцающих звуков, которые складываются в единый переливающийся узор. Арфа, колокольчики, челеста, клавесин передают состояние свежести, легкости, хрупкости. "Я опираюсь только на музыку, и она мне дает больше питательных веществ, нежели текст, нежели сюжет, слова и так далее. Вот эта отстраненность, иногда холодность и воздух, прозрачность – это, конечно, в чистом виде Денисов", – говорит режиссер Мария Фомичева.
Авторы постановки предупреждают: опера не нуждается в интерпретации и расшифровке. Слушателю достаточно отключить поток своего сознания и переключиться на чувства.