11 ноября 2024, 12:49 11 ноября 2024, 13:49 11 ноября 2024, 14:49 11 ноября 2024, 15:49 11 ноября 2024, 16:49 11 ноября 2024, 17:49 11 ноября 2024, 18:49 11 ноября 2024, 19:49 11 ноября 2024, 20:49 11 ноября 2024, 21:49 11 ноября 2024, 22:49

Выставка произведений Алёны Кирцовой "Пигмент. Краска. Цвет" в SISTEMA GALLERY

  • Художник: Алёна Кирцова
    Художник: Алёна Кирцова
В экспозицию войдут абстрактные работы художницы, начиная с первых беспредметных произведений, созданных в 1980-е годы и вплоть до недавно завершенного триптиха "Озеро: небо-гора-вода-берег".

Алена Кирцова – художница и поэтесса, родилась в 1954 году в Баренцбурге на острове Шпицберген. Сейчас живет и работает в Москве. С 1973 по 1975 обучалась у живописца и графика Василия Ситникова.

В начале 1980-х годов Кирцова отошла от фигуративной живописи и начала поиски новых средств выразительности, сосредоточившись на передаче реальных визуальных образов через цветовые плоскости и редуцировании форм объектов, встречающихся в повседневности. Предлагая свою версию геометрической абстракции, художница с помощью органического использования цвета как основной движущей силы изображения показывает окружающую ее действительность через взаимодействие колористических контрастов в пространстве. Представленная на выставке картина "БИЛЛИАРД I", созданная в 1982 году, является одним из редких сохранившихся образцов ранней абстракции Алёны Кирцовой.

В начале 1990-х годов Кирцова разработала собственный художественный метод – в ее работах форма и материалы постоянно меняются, а концептуально искусство выстраивается вокруг темы чувственных переживаний момента. Жесткая геометрика сменяется нацеленностью на передачу ощущений и воспоминаний, а также стремлением к отражению бытия во всей его многогранности. На смену ярким, контрастным геометрическим структурам приходят более сдержанные композиции, подчиненные свободной экспрессии цветовой массы. Обращаясь к природным явлениям и формам, или же наблюдая метаморфозы рукотворной поверхности, художница неизменно добивается материализации цвета, составляющего суть каждого увиденного ею образа, будь то фрагмент заштукатуренной стены или прибрежный пейзаж.

"Думаю, Кирцову не интересуют особо физические характеристики камня – структура, вес и прочее. Скорее – пространство погружения: психофизического преодоления… Объектом является некое вполне физическое многослойное вещество, максимально приближенное к зрителю. Макроувеличение предполагает не отображение, вообще не миметику, а какой-то другой контакт, не только оптический, связанный с опознаванием, но и физический, телесный", – пишет во вступлении к выставке искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.

Наконец, последняя серия художницы "Пигмент. Краска. Цвет" представляет собой "портреты" известных красок, обладающих яркой индивидуальной выразительностью, которые приобретают на полотнах Кирцовой свой харизматичный визуальный образ.

"В холсте мне дороги его пластичность и пружинность – то, как он поддается и дышит в зависимости от нажима на него кистью или мастихином. Масло люблю за невероятную пластичность, за густоту, за текучесть и прозрачность, когда необходимо. За то, что можно класть его многими слоями – толстыми и тонкими; за то, что медленно сохнет; за то, что можно переписывать почти бесконечно. За запах. За непредсказуемость: высыхая и высохнув, оно продолжает жить своей жизнью, меняясь, пока не умрет", – признается Алёна Кирцова в одном из своих интервью.

"Кирцова ищет баланс между идеальным представлением об объекте (картина, рельеф, лист) и непосредственным впечатлением. Сделать замкнутую в самой себе структуру архитектонически точно не легко. Так же как перевести и растворить реальный пейзаж в цветовом поле. Или найти свой свет и свой воздух. Идти от общего к своему. К своей ясности и тишине. К насыщенной сконцентрированной простоте формы. Отстранённой и живой", – объясняет искусствовед Василий Ракитин.

В 2010 году персональная выставка художницы прошла в Московском музее современного искусства. Произведения Кирцовой находятся в коллекциях Русского музея, Третьяковской галерея, Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музея современного искусства в Авиньоне (Франция), Zimmerly Art Museum в Нью-Брусвике (США).

На выставке в SISTEMA GALLERY будут представлены серии "Северное Чертаново", "Казачий переулок", "Судак", "Пейзаж", "Путешествия", "Север", "Справочник по цвету", "Серая шкала", а также отдельные произведения 1980 – 2020-х годов.

"Первоначально SISTEMA GALLERY создавалась как институция, направленная прежде всего на работу с молодыми художниками. Однако после того, как мы получили новое выставочное пространство и превратились в многофункциональный арт-кластер с внушительной экспозиционной площадкой, мы скорректировали нашу деятельность. Сегодня мы не ограничиваем себя в выборе авторов по возрастному критерию, а новое здание стало, в том числе и домом для известных современных художников", – говорит директор SISTEMA GALLERY, Анастасия Волкова.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация