Как восстанавливают памятник конструктивизма – Дом Мельникова
В Москве продолжается научная реставрация Дома Мельникова – фактически первая в его истории. До сих пор памятник советского авангарда удостаивался только косметического ремонта, хотя сильно пострадал при авианалете во время войны. За ходом работ следит Музей архитектуры. Юлия Кундрюкова с подробностями.
Эксперимент не ради эксперимента – всё для удобства и жизни. Константин Мельников возвел это архитектурное чудо для своей семьи, и делал это свободно – сам был заказчиком и исполнителем. Реставрация дома, которому уже почти сотня лет, идет с осени прошлого года. За это время успели закончить фасад, заменить часть закладки проемов и расчистить красочный слой – теперь понятно, какой цвет будет во всех помещениях. Это – мастерская на верхнем этаже, где творил сам архитектор, а потом и его сын – художник Виктор Мельников. "Это не ядреный химический лимонный будет, это будет благородный, светящийся золотисто-желтый цвет", – сообщила директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
Сейчас здесь довольно темно: и время года не солнечное, и леса снаружи пока не убраны, но вообще, в мастерской было много света – 64 шестигранных окна – находка Мельникова. Уникальна и сама конструкция здания. "Фактически, если бы мы увидели дом без штукатурки и раскрыли те проемы, которые Мельников заложил и не использует, мы бы увидели сетчатую конструкцию наподобие Шуховской башни. Эта система позволила сэкономить порядка 40% строительного материала – кирпича", – рассказала Наталья Шашкова.
Когда реставрация только начиналась, здесь больше всего переживали за витражные окна – всю эту конструкцию нужно было снять, заменить деревянные рамы и стекла. "Перед фасадом вырос клен, то есть в течение пятидесяти лет, и с этого клена последние несколько десятилетий текла вода на этот витраж. Потоки воды сослужили печальную службу", – поделился главный архитектор компании-подрядчика Сергей Кравченко.
Но всё прошло успешно: витраж на месте, остались только отделочные работы. Правнучка Константина Мельникова Наталья – сотрудница музея Мельниковых – вспоминает, как была устроена так называемая золотая спальня. У архитектора была своя философия сна. "Он всех объединяет в одну спальню, но ставит кровати таким образом, что друг от друга их изолируют перегородками-экранами, которые, многие считают, выполняют какую-то несущую функцию. Нет, они просто экранировали кровати друг от друга, чтобы каждый член семьи, лежа в кровати, находился в одном помещении с остальными, но в то же время никто никого не видел", – пояснила главный научный консультант Музея Константина и Виктора Мельниковых, правнучка К. С. Мельникова Наталья Мельникова.
Воссоздать точную обстановку в спальне, как при Мельникове, не получится. Не хватает данных: лишь пара фотографий с одной точки. Восстановят вид, который был уже после войны. У архитектора был свой взгляд и на детские – это самые маленькие комнаты в доме. Здесь можно было только учиться. Еще одно интересное пространство дома – открытая веранда на крыше, где Мельников загорал. А еще продумал специальную систему для отвода осадков. "Она сделана с двумя уклонами, плюс вот такие деревянные треугольники. Они позволяют собрать воду именно в те места, где предусмотрены отверстия в стене", – отметил Сергей Кравченко.
Внутри почти везде удалось сохранить "родную" штукатурку, и вообще, цель проекта – минимальное вмешательство. Зимой будут работать только внутри, и к 2025 году отделку закончат. А после начнется не менее интересное – восстановление интерьеров.