MusicAeterna Dance представляет в Москве спектакль-фантазию "Мистерия про это"
MusicAeterna Dance представляет танцевальный спектакль-фантазию "Мистерия про это". Театральный перформанс создан к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда и посвящен его постановке по пьесе Маяковского "Мистерия-буфф". Премьерные показы проходят в Центре "Зотов". Как в наше время раскрываются идеи знаменитых футуристов, увидела Анна Шустер.
Поставить спектакль-фантазию в год 150-летия со дня рождения Мейерхольда в Центре "Зотов" решили, когда открывали выставку "От утопии к театру". Ее авторы попытались раскрыть взгляды режиссера на сценические искусства. Разочаровавшись в литературности и изобразительности профессионального театра, Мейерхольд пытался переосмыслить организацию действия на сцене. К годовщине революции он поставил в Петрограде "Мистерию-буфф" Маяковского. Художником стал Малевич. Сегодня постановке 1918 года посвящают новый спектакль "Мистерия про это". Здесь нет четкого сюжета, есть экстремальный вокал – и в какой-то момент в хор превращается даже танцевальная труппа.
Хореография и сценография "Мистерии про это" решены с опорой на принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда и пространственные представления Казимира Малевича, который воспринимал сценическую постановку как раму картины, а актеров – как контрастные элементы. Выступая против культа переживания, рожденного системой Станиславского, Мейерхольд утверждал, что актер должен досконально знать механику своего тела. Этот принцип нашел отражение в работе хореографа Анастасии Пешковой. "Часть принципов биомеханики, которые сформулированы и найдены, в современном танце уже существуют. Что мы сделали: мы освежили в себе знание о биомеханике", – рассказала Анастасия Пешкова.
Герои спектакля-фантазии, так же как и в "Мистерии-буфф" Маяковского, бегут от потопа, делятся на своих и чужих, ищут внутреннюю опору. Исследование взаимоотношений индивидуума с коллективом – одна из тем, затронутых в постановке. Наблюдает за происходящим ангел. "Цивилизация живет уже много-много лет и совершает одни и те же ошибки. Но каждый раз находится тот, кто хочет эти ошибки исправить и повернуть время вспять, начать с чистого листа. И я думаю, что каждому дается такой шанс", – поделилась певица Ольга Власова.
В сценографию постановки органично вписано цилиндрическое пространство бывших цехов. Декорация повторяет по форме конвейер хлебозавода, в стенах которого располагается Центр "Зотов", и в какой-то момент начинает ассоциироваться у зрителей с земным шаром. "Зрители будут сидеть вокруг и смогут со всех сторон наблюдать. Это очень, на мой взгляд, необычное и сложное решение для режиссера и постановщиков. Но, с другой стороны, очень интересное, потому что это настоящее освоение пространства, в котором мы находимся", – отметила генеральный директор Центра "Зотов" Дарья Филиппова.
Найдут ли герои спектакля нужный им вектор движения? И что станет их внутренней опорой? Чтобы помочь зрителям ответить на вопросы, в основе перформанса появляется второй текст Маяковского – поэмы "Про это", где поэт прославлял великую силу чувства.