Новосибирский театр "Старый дом" представляет в Москве спектакль "Котлован"
"Не увидел значения жизни и ослаб". Спектакль "Котлован" привез в Москву новосибирский театр "Старый дом". Это первая работа Антона Фёдорова на посту главного режиссера. Постановка по повести Андрея Платонова – попытка понять, почему человек возлагает такие надежды на будущее и отвергает настоящее. Спектакль посмотрела Яна Музыка.
Странное герметичное пространство. Дощатый пол и чернозем. В проеме задней стены – плоский, открыточный пейзаж. В этой постановке Антон Фёдоров не только режиссер, но и автор инсценировки, художник. Это авторский театр, понятный и близкий не всем. Стиль Федорова – черный юмор и негромкая лиричность.
В этой постановке сталкиваются два мира – Платонова и Фёдорова. Новаторский язык "Котлована" звучит практически без изменений, но произносится он особым образом. Не всегда внятно, даже эксцентрично. Это тот случай, когда важнее всего не происходящие события, не смысл произнесенных слов, а сама атмосфера. Ведь история не бытовая. Герои Платонова задаются экзистенциальными вопросами. "В этих черных пиджаках, в этих рубашках немножко похоже, может быть, на похоронное бюро или на тарантиновских героев. Вот эти странные люди меж собой существуют, спорят, мирятся... Вот так происходит жизнь", – сказал актер Андрей Сенько.
Роют котлован под строительство "общепролетарского дома", а на самом деле копают себе могилу. Мрачная сатира на наше прошлое, в котором люди были устремлены в светлое будущее. "Они все смотрят в будущее и все не живут сейчас, живут немножечко в завтрашнем дне. И это, на мой взгляд, ключевая ошибка. Все живут завтра, наплевав на сегодня и забыв про те инструменты, механизмы, благодаря которым можно это завтра построить. И поэтому они там не оказываются", – добавил актер Тимофей Мамлин.
Одну из главных антиутопий ХХ века Антон Фёдоров смог превратить в историю о любви. В спектакле звучат письма Планотова к жене. "Ни один из нас не равнодушен, мы не можем не подключаться, мы просто плачем. Мы, мужчины, плачем, читая письма Платонова", – поделился актер Анатолий Григорьев.
Режиссер сделал письма частью основного сюжета. Их пишет один из героев – и не отправляет. В этом спектакле история великого чувства оказывается важнее истории великой идеи.