Эрмитаж открыл еще два зала "Галереи Петра Великого"
Эрмитаж открыл еще два зала "Галереи Петра Великого". Постоянная экспозиция, посвященная наследию первого русского императора, появилась в музее и регулярно обновляется при поддержке компании "Газпром". Примитивы XVIII века, почти китайский фарфор и телескоп Ломоносова – как постепенно "взрослели" искусство и наука в России расскажет Жанна Скворцова.
В рамках дней Эрмитажа открываются новые залы постоянной экспозиции. На этот раз галерея Петра Великого продолжает рассказ о развитии культуры и искусства во времена царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Как и они, продолжали великие начинания своего предшественника. "Было время, когда эти женщины на самом деле развивали всё то, что придумал Пётр. При них, начиная с Екатерины I и кончая Екатериной II, создано было очень многое. И по существу всё сформировалась именно тогда. При Елизавете Петровне очень важно были всякие новые вещи, связанные с роскошью. Изобретён фарфор, стеклярусы научились производить. Екатерина создавала Эрмитаж как роскошь. Роскошь – это тоже важная часть некоего культурного суверенитета", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Так, в зале, где уже были выставлены мозаичные панно Михаила Ломоносова, теперь представлены научные приборы. Их собрали в Инструментальной палате Императорской академии наук по заказу самого учёного. "Эти часы измеряют время по солнцу. Не по гноману, а наоборот, по солнечному зайчику, который мы ловим в этот замечательный пирамидальном диоптр, который расположен на меридианном кольце. Императрица, я думаю, разобралась, поскольку у неё были в лице Академии наук толковые преподаватели", – рассказал старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Григорий Ястребинский.
По соседству работы самоучек. Их творчество называют примитивом. Но эта наивная живопись, как историческая краска той эпохи, знать тогда увлеченно рисовала. Полотно кисти государственного деятеля Григория Теплова. Почти три столетия спустя его картина-обманка раскрыла свой секрет. "Если мы сейчас с вами присмотримся, то мы увидим: лицо Петра Первого, усы, плечи, шарф. Мы сказали, что в этих залах, к сожалению, по тематике залов не будет портретов Петра I. Но Петр I незримо присутствует. Проступает сквозь эту картину", – прокомментировала старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева.
Здесь есть и другие "обманки". Такие фигуры хозяева выставляли в потёмках. А гости принимали их за живых людей. Говорят, даже разговаривали с ними и пугались. Такие развлечения XVIII века. Ещё один зал с восточным колоритом. Дух экзотических стран, характерный для искусства барокко и рококо. Сейчас галерея Петра Великого прерывается в зале с порядковым номером 165. И в новой большой экспозиции Эрмитажа он стал десятым за три года. Серая ширма уже скрывает очередные секреты. В следующем году там откроется зал, где разместят уникальную коллекцию раннего виноградовского фарфора. А дальше уже залы Екатерины II.