"Похождения повесы" Стравинского возобновили в Большом театре
Опера Стравинского "Похождения повесы" теперь на сцене Большого театра. Это знаменитая постановка Бориса Покровского, которую основатель Камерного театра выпустил в 78-м году. О премьере возобновленного спектакля – Дженнет Арльт.
Импульсом к созданию оперы стала серия литографий английского художника XVIII века Уильяма Хогарта "Карьера мота", которую Стравинский увидел в Чикаго. В его воображении сразу возникла идея нравоучительной истории в том, что человек, подверженный греху праздности, становится орудием и жертвой дьявола. В России оперу в 1978 году поставил режиссер Борис Покровский.
Игорь Стравинский оживил в музыке назидательные гравюры Уильяма Хогарта, Борис Покровский продолжил эту идею – и перенес действие оперы в мастерскую художника. Эти громадные – выше человеческого роста рамы – не просто элемент антуража, они также выполняют роль занавеса, они же дают подсказки зрителю и становятся декорациями для разных поворотов сюжета.
Главный герой оперы – тот самый незадачливый повеса Том, который в начале предстает нежным возлюбленным и мечтает о том, что когда-нибудь фортуна повернется к нему лицом и богатство неожиданно упадет к ногам. Желания услышаны: его новый приятель Ник Шэдоу (который на самом деле является дьяволом) станет проводником Тома к праздной жизни. А после потребует расплаты. "Им овладевает самое плохое – жажда денег, жажда легкой славы. Он постоянно говорит о том, что фортуна ему помогает, надеется на эту фортуну. И в итоге оказывается ни с чем", – пояснил солист Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра
Режиссер Эдем Ибраимов подошел к восстановлению максимально бережно, стараясь по клавирам и партитурам первых постановщиков, по архивным фотографиям передать идеи Бориса Покровского. Опера, как и в 1978 году, идет на русском языке, хотя либретто изначально было на английском. "Борис Александрович очень хотел, чтобы артисты пели на русском языке и публике было понятно каждое слово, каждое движение души человеческой", – рассказал режиссер Эдем Ибраимов.
Опера "Похождения повесы" стала кульминацией неоклассического периода в творчестве композитора, который создал изысканный ребус музыкальных стилизаций и цитат в диапазоне от барокко до романтизма и даже классических бродвейских мюзиклов.
Та же изощренная стилистическая игра присутствует и в самом либретто, назидательная тональность – дань эпохе Просвещения – к финалу мутирует в античный миф, а сама опера, по существу, и вовсе оказывается притчей о вечных пороках. "Версия Покровского сценическая, она актуальна и сейчас – и по идее, и по воплощению. Идея, когда молодежь ищет легкого заработка, сейчас как нельзя кстати", – считает солистка Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра Екатерина Ферзба.
Борис Покровский говорил, что рядом с каждым из нас находится тень дьявола, которая забирает энергию и таланты, если нравственные опоры человека ненадежны. Вечная идея, не зависящая ни от национальности, ни от статуса, ни от эпохи.