Эрмитаж посвятил выставку образам Востока в фарфоре
Выставка из цикла "Поднесение к Рождеству" открылась в Эрмитаже. В Арапском зале Зимнего дворца представлены работы, объединенные темой Востока. Она стала одной из ключевых в фарфоре ХХ века и продолжает вдохновлять художников. Из Северной столицы Екатерина Грициенко.
Царство сказок и легенд. Чудный мир, воплощенный в фарфоре. Эти диковинные вещи – набалдашник для трости, трубка в виде двух ипостасей Востока и Запада – были созданы в 20-е послереволюционные годы. Россыпь узоров, подобных драгоценным камням, будто совсем не отвечает колориту сумрачных времен. Советский фарфор передавал идею эмансипации женщин. Вот красавица-афганка скидывает чадру. Своеобразный демарш в поддержку кампании за отказ от паранджи. А эта дивная турчанка безмолвно заявляет: покатых плеч и томного взгляда для счастья недостаточно. "У нее на коленях лежит газета, посвященная теме Первого съезда народов Востока, который состоялся в сентябре 1920 года. Если присмотреться, можно увидеть название, чему посвящена эта скульптура", – пояснила главный хранитель отдела "Музей Императорского фарфорового завода" Государственного Эрмитажа Ольга Баранова.
Запечатлены в фарфоре и трогательные, щемящие душу моменты. В 1941 году научные сотрудники Эрмитажа отмечали юбилей великого узбекского поэта Алишера Навои. Специально для музея художник Михаил Мох создал небесного цвета шкатулку. На санках привез муфельную печь для обжига, замерзшими руками расписывал фарфор. На коробочке он нарисовал героев поэмы "Семь планет". "Он изобразил красавицу Михр, разбойника Джабира, а на дне коробочки золотом изобразил жениха красавицы Михр – царевича Сухейля", – рассказала куратор выставки, зав. отделом "Музей Императорского фарфорового завода" Государственного Эрмитажа Анна Иванова.
У каждой из этих вещей свое очарование. Одни овеяны романтикой Востока, другие согреты семейным теплом. "Эти стопки полны всякой памяти, для меня – человеческой. Все эти вещи были у нас дома, они сделаны замечательным художником – главным художником завода Михаилом Николаевичем Мохом. Он дружил с нашей семьей, и поэтому здесь посвящения. Это на свадьбу мамы и папы, это на день рождения моей мамы и так далее", – поделился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Фарфор – хрупкий материал, но самый надежный хранитель воспоминаний. Недаром он главный герой традиционных эрмитажных экспозиций из цикла "Поднесение к Рождеству". Оформление выставки напоминает не только о Рождестве. Глубокий кобальтовый цвет погружает в восточную ночь, темную и загадочную.