В Сергиевом Посаде представляют "Шедевры Академии художеств"
С шедеврами Императорской академии художеств можно познакомиться на новой выставке в Сергиевом Посаде. Представлены произведения живописи и графики известных мастеров отечественного искусства последних трех веков. Это одна из первых крупных выставок музея-заповедника после получения федерального статуса. Репортаж Юлии Струковой.
Произведения Репина, Поленова, Шишкина... А в соседнем зале – работы Александра Осмеркина и Виктора Тетерина, учителя и ученика, 1944 года. Именно тогда подмосковный город стал прибежищем для Академии художеств, которая возвращалась из эвакуации из Самарканда. Пока Ленинград не готов их был принять, академия по решению Игоря Грабаря остановилась в Загорске. "И не просто здесь жили преподаватели, студенты и их семьи в течение полугода – на территории Лавры и на частных квартирах. Здесь происходил нормальный учебный процесс. Работали четыре творческих факультета и факультет теории и истории искусства", – рассказала куратор выставки, зав. отделом "Изобразительное искусство" Сергиево-Посадского музея-заповедника Ирина Жданова.
В основе музея, который существовал при Академии художеств с 1758 года, была коллекция из ста картин, представляющая все основные направления европейской живописи. Ее подарил Иван Шувалов, создатель и президент академии. Произведения ХХ века – это собрание Исаака Бродского из его музея-квартиры. Эскизы, лучшие курсовые и дипломные работы выпускников, произведения, написанные в пансионских поездках, подарки преподавателей и меценатов продолжают пополнять коллекцию музея до сих пор. "Это очень изысканный музей, и в нем собрание разнообразно-неожиданное. Там те, кто уже причислен к классикам, и те, кто, может быть, к ним еще не причислен. Здесь нет старших и младших. Здесь есть уважение друг к другу", – пояснил вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов.
Много неожиданностей и открытий. Для портретиста Владимира Боровиковского религиозный жанр не был ведущим. Но его "Евангелиста Марка", созданного для Царских врат Казанского собора, стали тиражировать в литографическим способом. Рядом эскиз Нестерова для картины "До государя челобитчики". Первая фигура – мальчик в светлом кафтане – писана с матери художника. За каждым произведением – любопытные детали биографии, да и судьба некоторых картин – детектив. Например, у полотна "Гуси" Кириака Костанди, у которого в Одессе до Академии художеств учился Исаак Бродский. "В 20-м году, когда Бродский проходил по развалам голодного Петрограда, на одном из развалов у Гостиного двора он увидел свернутые холсты. Он раскрыл один из холстов и узнал руку своего учителя. Это была именно эта вещь", – поделилась Ирина Жданова.
Вот это огромное полотно самого Бродского, написанное во время его пребывания в Испании, где он не пропускал ни одной корриды. Оно было похищено в 20-е годы с одной из выставок. Но Исааку Израилевичу удалось найти его и выкупить у нового владельца. Автор картины "Старые римские натурщицы" Александр Савинов в блокадном Ленинграде готовил к эвакуации из Эрмитажа полотна Рембрандта. Фактически и умер на работе в феврале 42-го года, бережно снимая с картин старинные гвозди.
Грандиозная выставка – подарок к новому году, который у Сергиево-Посадского музея-заповедника обещает быть насыщенным. "Мы поговорим о женщинах Великого Новгорода. Мы будем воспевать работы Рубо, говорить о 80-летии Победы. Вообще, вектор следующего года – декоративно-прикладное искусство и народное", – сообщила первый заместитель директора Сергиево-Посадского музея-заповедника Наталья Григорьева.
А пока можно погрузиться в мечты, фантазии, образы и краски классиков, соприкоснуться с невероятной энергией художников, которым в то время было плюс-минус тридцать лет.