Жизнь после свалки: как автохлам вернулся на дороги
Автохлам из программы утилизации возвращается на дороги. По данным ассоциации "Руслом.ком", около половины утилизированного автотранспорта вернулось на вторичный рынок, либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи изношенных узлов и агрегатов. Напомним, на правительственную программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны в нынешнем году выделено около 13 миллиардов рублей. По данным Минпромторга, за сентябрь-ноябрь в утиль по этой программе сдано 70 тысяч машин. Но только 40 процентов из них дошло до профессиональных переработчиков лома. Получается, что немалую часть выделенных денег недобросовестные утилизаторы и автодилеры просто разворовывают. Их преступные схему изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Сданные в утилизацию автомобили не доходят до пунктов разделки. По крайне мере до тех, где дело поставлено на профессиональную основу, с соответствующими высокими технологиями и заботой об окружающей среде. Надеясь на массовую переработку, ассоциация даже создала единую базу данных, где ведется статистика по всем разделанным машинам. Так вот, в базу данных внесено только 40 процентов от утилизированных семидесяти тысяч. 60 процентов испарилось в неизвестном направлении, констатирует руководитель департамента аналитики ассоциации "Руслом.ком" Михаил Родионов.
"То, что у них нормально утилизировано, я думаю, что это процентов 20, не больше. Остальное, наверное, поделено между тем, что выкинуты куда-то пластики, слито непонятно куда, в канализацию, масло, и всё остальное. И, наверное, какая-то часть действительно попала на вторичный рынок либо целиком, либо в виде запчастей".
Для недобросовестных утилизаторов и дилеров - двойная выгода. Во-первых, это пятидесятитысячная скидка от производителя на новый автомобиль, если старый сдается по программе утилизации. А, во-вторых, и тут уже начинается криминал, прибыль от перепродажи на вторичном рынке, говорит Михаил Родионов.
"Под Москвой, скажем, легальные ломопереработчики жаловались, что стоит чуть на приемке замешкаться, как подъезжает машина с номерами близлежащих областей - Брянской, Орловской, - вступают в некие переговоры с владельцем этого авто, и уезжают. Я допускаю, что есть компании, которые формально обладают лицензиями на переработку лома, и выдают такую же справку об утилизации".
В ГИБДД, между тем, уверены, что легализовать утилизационный автомобиль практически невозможно. Так как он в обязательном порядке снимается с учета. Есть, конечно, вариант - перебивка номера. Но определяется такое легко и влечет за собой серьезные неприятности с законом. Еще способ, и тоже опасный, - войти в преступный сговор с дорожной полицией, полагает автоюрист Сергей Радько.
"Если мошенники нашли некие каналы в ГИБДД для восстановления машины, то без подделки документов не обойдется, потому что, как минимум, нужно получить доверенность от бывшего собственника, утилизировавшего её, для того, чтобы представлять его интересы в ГИБДД при восстановлении этого учета. А если он не давал, получается, она поддельная. Здесь сотрудник ГИБДД очень сильно подставляется, принимая такие документы, не проверяя их".
Овчинка выделки не стоит, ведь речь идет об автохалме, которому цена - три рубля в базарный день. Учитывая это, ни в Минпромторге, ни в ГИБДД наличие серьезной проблемы не признают. Да, какая-то часть утилизированных автомобилей до переработчиков лома не доходит, но процент этот небольшой. Естественные, так сказать, потери на усушку, утруску. А в снятии деталей со списанных машин и во все ничего криминального нет, считает замглавного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин.
"То, что некоторые детали со свалок идут к автомобилистам, это нормальная практика, вполне себе европейская. Если ты хочешь отвернуть себе какую-то деталь, фару или тягу, то иди и отворачивай, плати минимальные деньги. Я делал так во Франции, Голландии и даже в Америке. А могут делать и те, кто владеет этой свалкой. Разобрали и предлагают тебе. Кому помешала, скажем, дверь? Если она не гнилая, подкрашенная, можно её купить".
На самом деле легализация автохлама для России явление не новое. Аналогичные проблемы возникали и в прошлую утилизационную компанию - в 2009-20011 годах. Впрочем, по её итогам было отмечено, что проблемы эти не массовые, а саму программу утилизации признали успешной.