18 марта 2025, 08:24 18 марта 2025, 09:24 18 марта 2025, 10:24 18 марта 2025, 11:24 18 марта 2025, 12:24 18 марта 2025, 13:24 18 марта 2025, 14:24 18 марта 2025, 15:24 18 марта 2025, 16:24 18 марта 2025, 17:24 18 марта 2025, 18:24

К 80-летию Победы музей Пушкина открывает выставку "Чтобы помнили"

  • Картинка
  • К 80-летию Победы музей Пушкина открывает выставку "Чтобы помнили"
  • Картинка
    О подвиге работников ленинградских музеев в дни Блокады рассказывает выставка в музее Пушкина
  • К 80-летию Победы музей Пушкина открывает выставку "Чтобы помнили"
Ее посвятили подвигу работников ленинградских музеев в дни блокады.

К 80-летию Великой Победы музей Пушкина на Пречистенке открывает выставку "Чтобы помнили". Мемориальная экспозиция прибыла из Исаакиевского собора, где в годы войны хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. И посвящена тем, кто эти ценности спас. Репортаж Антона Николаева.

Эта выставка о том, как во время Великой Отечественной сотрудники нескольких ленинградских музеев спасали произведения культуры из дворцов Павловска, Гатчины, Петергофа, Петродворца, Пушкина. В подвалах Исаакиевского собора, в котором тогда располагался Историко-художественный музей, было организовано хранилище для ценных экспонатов. Их не успели или не смогли эвакуировать до начала блокады.

"Хранителями этих сокровищ оказались хрупкие, голодные и истощенные, как правило, женщины, которые смогли до 1944 года сделать невероятное. Причем мы здесь рассказываем не только о подвиге тех, кто хранил и выжил, а еще о тех людях, которые умирали от истощения, но служил своему делу", – говорит директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев.

В экспозиции представлены некоторые из сохраненных произведений искусства, но главное здесь все же другое. Это история жизни музейных сотрудников, которые каждый день совершали маленький подвиг. Он заключался не только в самом факте спасения музейных ценностей хотя, конечно, именно это было основной задачей, но еще и в том, чтобы просто выжить в блокадном Ленинграде. А никаких особых привилегий музейным сотрудникам не полагалось. Некоторые из них жили в подвалах Исаакия.

"Огромное здание, которое всегда возвышалось над городом, высота сто один с половиной метр. Но тем не менее купол был закрыт, закрашен специальной защитной краской для того, чтобы не было блеска и бликов. Рядом находились зенитные орудия и газгольдеры – такие специальные реостаты. Они мешали прямым полетам рядом с Исаакиевским собором. Безусловно, он был укреплен. Но тем не менее какие-то осколочные "ранения" все равно собор получил. В первую очередь пострадал витраж Исаакиевского собора", – рассказывает заместитель директора по экскурсионно-методической работе Государственного музея "Исаакиевский собор" Александр Квятковский.

После окончания Великой Отечественной войны началась масштабная реставрация собора, которая длилась 17 лет. В отличие от многих других храмов, Исаакиевский был признан памятником мирового значения, и его фрески, пострадавшие во время войны, были восстановлены советскими реставраторами.

"В тех случаях, когда были сильные утраты, художники прибегали к изучению авторских эскизов и картонов. Ну а если эти картоны были утрачены, тогда прибегали к методам аналогий, изучали уже, соответственно, манеру авторов, художников на основе их подлинных произведений", – объясняет методист Государственного музея "Исаакиевский собор" Анна Половинкина.

Посильную помощь оказывали и местные жители, а также военнослужащие. Одну из добровольных помощниц до сих пор поминают в Исаакиевском соборе во время панихид. Это прожившая 99 лет схимонахиня Ксения. Правда, тогда ее звали Анна Мотрина. Она была ефрейором зенитно-прожекторного батальона. Вместе с другими помогала тушить зажигательные бомбы, которые фашисты тысячами сбрасывали на город.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация