23 марта 2025, 23:05 24 марта 2025, 00:05 24 марта 2025, 01:05 24 марта 2025, 02:05 24 марта 2025, 03:05 24 марта 2025, 04:05 24 марта 2025, 05:05 24 марта 2025, 06:05 24 марта 2025, 07:05 24 марта 2025, 08:05 24 марта 2025, 09:05

46 дней до Победы

  • 46 дней до Победы
Кино и Победа. "Иван Грозный" Эйзенштейна. При чем тут Сталин?

Это было время, когда такое кино было попросту необходимо – торжественное, духоподъемное, дающее каждому зрителю возможность почувствовать себя частью истории своей страны.

Вокруг создания одного из самых главных произведений советского военного кино – ленты "Иван Грозный" – до сих пор ходит много легенд.

Как и другие фильмы военного времени, "Иван Грозный" снимался в крайне стесненных обстоятельствах: в 1941 году киностудия "Мосфильм" была эвакуирована в Алма-Ату. В таких "походных" условиях ресурсы были ограничены: снимать приходилось по ночам, потому что в дневное время электричество подавалось на фабрики и заводы.

Все работали на пределе возможностей, порой даже голодали.

Поскольку "Иван Грозный" был задуман как трилогия, Эйзенштейн принял решение снимать одновременно сразу две части. Из-за этого съемочной группе часто приходилось "воевать" с администрацией, оспаривая каждый рубль, оправдываясь за перерасчет средств и часов, поэтому довольно быстро пришлось сфокусироваться только на одном фильме. В какой-то момент Эйзенштейну пришлось даже написать Сталину письмо с просьбой, чтобы дали спокойно работать. Дело в том, что идея создания фильма принадлежала непосредственно Иосифу Сталину, и он лично следил за съемочным процессом. Вождь даже отдал специальное распоряжение о том, что все эвакуированные в Алма-Ату музеи должны оказывать помощь в съемках – например, по требованию выдавать съемочной группе музейные экспонаты в качестве реквизита и костюмов. Если нужного реквизита не находилось в Алма-Ате, его заказывали и везли прямо из Москвы. Таким образом, большинство предметов, которые мы видим на экране, – это не бутафория, а настоящие музейные реликвии.

Помимо музеев, на беспрецедентный шаг пошло и правительство Казахской ССР: Эйзенштейну был выделен местный Дом культуры в качестве съемочного павильона, где воссоздавались царские палаты, боярские дворы, Успенский собор Кремля.

Но и в этом случае материалов для декораций катастрофически не хватало, поэтому шли на хитрость: вместо фанеры для каркаса использовали местный кустарник – чий: бутафоры плели из него циновки, после чего полученный остов штукатурили и расписывали. В кадре все это выглядело надежно и весьма внушительно.

Трудно сравнивать "Ивана Грозного" с остальными фильмами того периода: декорации, костюмы, массовые сцены – все кажется трудновыполнимым даже для мирного времени. А тогда шла война…

Премьера "Ивана Грозного" состоялась в январе 1945 года. Картину посмотрели 900 тысяч человек. Она вызвала небывалый восторг не только у зрителей, но и у вождя – Сергей Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии. Увы, это был последний триумф режиссера: второй фильм, вышедший значительно позже, был встречен критиками с негодованием и был запрещен к показу. Третью часть снять так и не удалось: сердце режиссера не выдержало бесконечных дрязг.

Тем не менее "Иван Грозный" стал важной вехой на пути к Победе: он вышел как раз в тот момент, когда Красная Армия начала свое уверенное шествие в сторону Берлина, освобождая один населенный пункт за другим.

24 марта 1945 года

Продвижение Красной Армии

На данцигском направлении войска 2-го Белорусского фронта, продолжая наступление, овладели городом Прауст и заняли 12 населенных пунктов. Войска 1-го Украинского фронта овладели в Силезии, западнее Одера, городами Нейссе и Леобшютц – сильными опорными пунктами обороны немцев, а также заняли пять населенных пунктов.

<< НАЗАД К КАЛЕНДАРЮ

Читайте также

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация