24 марта 2025, 23:05 25 марта 2025, 00:05 25 марта 2025, 01:05 25 марта 2025, 02:05 25 марта 2025, 03:05 25 марта 2025, 04:05 25 марта 2025, 05:05 25 марта 2025, 06:05 25 марта 2025, 07:05 25 марта 2025, 08:05 25 марта 2025, 09:05

45 дней до Победы

  • 45 дней до Победы
Кино и Победа. Советский "Оскар" 1943-го. За разгром под Москвой

15-я церемония вручения "Оскара" в 1943 году надолго запомнилась Американской киноакадемии. Впервые в истории статуэтка досталась русским за документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой".

В ноябре 1941 года Сталин поставил перед работниками кино важную задачу – снять документальный фильм о боях под Москвой:

"Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад. Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм".

Этого было достаточно, чтобы на фронт отправились 15 кинооператоров, а в Москве на площади Киевского вокзала заработала студия "Союзкинохроника", круглосуточно проявляя и монтируя пленку.

Несколько специальных киносъемочных групп более двух месяцев провели на полях сражений. Находясь на передовой, фронтовые операторы обычно работали парами – если один из них погибал, то у второго был шанс доставить бобину с пленкой на студию. Тысячи метров отснятой пленки регулярно поступали в монтажный павильон. Говорят, Сталин лично отсматривал материалы, придавая этому фильму огромное значение.

Режиссерами были выбраны Илья Копалин и Леонид Варламов. Они вспоминали, что сотрудники не покидали своих монтажных комнат даже в те моменты, когда объявлялась воздушная тревога. Вот что писал режиссер Илья Копалин в своей книге об этом фильме:

"Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы".

Работа над фильмом шла стремительно: уже через месяц приступили к записи музыки для фильма. "Пятая симфония Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками", – вспоминал режиссер.

В окончательный вариант вошли кадры подготовки обороны столицы, работы войск ПВО в Москве, бои на подступах к Москве, кадры уничтоженных гитлеровскими захватчиками деревень и следы оккупации советских земель. В фильме также звучали фрагменты выступлений Сталина.

Фильм "Разгром немецких войск под Москвой" вышел на экраны советской столицы 18 февраля 1942 года. В первую же неделю ленту увидели полмиллиона зрителей. Фильм был воспринят с воодушевлением и надеждой.

В США кинокартину немного адаптировали под американского зрителя. Публика за океаном увидела этот фильм под названием "Москва наносит ответный удар" (Moscow Strikes Back). Сначала картина получила специальную премию Национального совета кинокритиков США в 1942 году. А уже в следующем году фильм был удостоен "Оскара" в номинации "Лучший документальный фильм". Во время церемонии вручения, организаторами было добавлено важное уточнение: "За работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности".

Кстати, тогда режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов не придали особого значения этой "буржуазной награде". Их первоочередной задачей было убедить американское правительство и налогоплательщиков в целесообразности оказания СССР помощи в рамках закона о ленд-лизе, наглядно продемонстрировав, что Красная Армия не намерена отступать ни при каких обстоятельствах. И цель эта была достигнута.

А заветный "Оскар", о котором сегодня мечтает каждый уважающий себя актер, всего лишь гипсовая статуэтка, покрашенная золотой краской (да-да, в войну их делали именно так) – она и сейчас хранится в Государственном центральном музее кино в Москве.

25 марта 1945 года

Продвижение Красной Армии

Войска 3-го Белорусского фронта, продолжая наступление, овладели городом Хайлигенбайль – последним опорным пунктом обороны немцев на побережье залива Фриш-Гаф, юго-западнее Кtнигсберга, а также заняли 13 населенных пунктов. Войска 2-го Украинского фронта прорвали сильную оборону немцев в горах Вэртэшхедышг, западнее Будапешта, и продвинулись вперед на 45 километров. На данцигском направлении советские войска овладели пригородом Олива и заняли пять населенных пунктов. Севернее озера Балатон войска Красной Армии в ходе наступления овладели городом и железнодорожной станцией Варошлед, а также заняли более 50 других населенных пунктов.

<< НАЗАД К КАЛЕНДАРЮ

Читайте также

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация