29 дней до Победы
Валентин Петрович Катаев – основатель и первый главный редактор журнала "Юность" – всю жизнь провел "в литературе": начал печататься в 13 лет, в 1920-е годы писал сатирические рассказы и рассказы о Гражданской войне, автор повести "Белеет парус одинокий", романа "Алмазный мой венец" и даже сказки "Цветик-семицветик". Не все знают, но его родной брат – писатель Евгений Петров – один из создателей бессмертного образа Остапа Бендера в романах "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". В общем, писательский талант был у Катаева в генах.
В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом. Он написал большое количество очерков и рассказов. Один из таких рассказов – "Отче наш" – может по праву считаться примером русской литературной классики. Но сегодня речь пойдет о другом произведении.
В самом конце войны, за три месяца до Победы, Валентин Петрович написал одну из своих самых пронзительных повестей – "Сын полка". Ее герой – Ваня Солнцев – мальчик, на судьбу которого выпали недетские испытания.
Идея о создании повести возникла у писателя еще в 1943 году, когда он работал корреспондентом и часто выезжал на фронт, в расположение военных частей. В одной из таких поездок Валентин Петрович встретил мальчика в военной форме. Катаева удивило, что кто-то сшил маленькую гимнастерку специально для ребенка. Оказалось, что некоторое время назад солдаты приютили сироту, "назначив" его сыном своего полка. Со временем выяснилось, что таких военных воспитанников очень много: не только "сыны", но и "дочери" полков служили в воинских частях – в основном, помогали по хозяйству или в госпиталях, но порой и принимали участие в боях. Некоторых удавалось оформить официально: им выделялось обмундирование, довольствие и даже зарплата. Некоторых обеспечивали сами бойцы.
Позже писатель вспоминал: "Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это – явление".
Катаев был одним из первых, кто поднял тему фронтового детства в литературе. Считается, что это парадоксальное словосочетание – "сын полка", объединяющее в себе семейную преемственность и грохот войны, прижилось в русском языке благодаря Валентину Катаеву.
Во время ночной вылазки разведчики обнаруживают в воронке мальчика. Свет фонарика заставляет его проснуться; он вскакивает и пытается защититься от непрошеных гостей отточенным ржавым гвоздем – единственным оружием, которое у него есть. Сержант Егоров успевает перехватить руку ребенка и прошептать: "Свои!"
Его зовут Ваня Солнцев. Отец погиб в первые дни войны, мать убита немцами, младшая сестра и бабушка умерли от голода. Когда немцы отправили его в детский изолятор, Ване удалось сбежать. С тех пор он скитается по лесам.
Сержант, докладывая капитану Енакиеву о найденыше, отмечает, что умный парень превосходно ориентируется на местности. Разведчики не против оставить его у себя, но капитан приказывает отправить ребенка в тыл.
Ваня впервые за много месяцев чувствует себя в безопасности, поэтому, когда ему сообщают о распоряжении капитана, он дерзко отвечает, что все равно сбежит. И сбегает, причем неоднократно. Всякий раз ему удается обмануть ефрейтора Биденко…
Сцены с побегом описаны очень живо – та изобретательность, с которой мальчику удается обвести вокруг пальца сопровождающего его Биденко, вызывает улыбку и сопереживание маленькому герою.
…Ускользнув в очередной раз от Биденко, Ваня возвращается на прежнее место, однако разведчиков там уже нет: фронт продвинулся далеко на запад. Ваня даже подумывает о том, чтобы уйти в тыл и попроситься в детский дом, но встречает подростка, который не без гордости сообщает ему, что уже второй год является "сыном полка": его подобрали под Смоленском, поставили на довольствие и даже один раз брали с собой в рейд. Под впечатлением от нового знакомства Ваня принимает важное решение – найти "самого главного начальника" и пожаловаться ему на несправедливого капитана Енакиева.
Выяснив, где находится штаб, Ваня встречает самого Енакиева и, не зная его в лицо, выкладывает ему все про "капитана-артиллериста, который хочет отправить его в тыл". Растроганный Енакиев оставляет мальчика с разведчиками…
Впрочем, повесть Катаева пронизана не только забавными и трогательными событиями, порой она наполнена драматизмом и даже трагизмом.
…Находясь на территории Германии, наши артиллеристы готовы принять неравный бой. Енакиев, заметив Ваню на передовой, пишет донесение и отдает мальчику важный боевой приказ – срочно доставить бумагу в штаб. Тем самым он спасает ребенка от неминуемой гибели. Вот как об этом пишет Валентин Катаев:
"В этой записке капитан Енакиев прощался со своей батареей, передавал привет всем своим боевым товарищам и просил командование оказать ему последнюю воинскую почесть – похоронить его не в Германии, а на родной, советской земле. Кроме того, он просил позаботиться о судьбе его названого сына Вани Солнцева и сделать из него хорошего солдата, а впоследствии – достойного офицера".
Очень скоро после выхода в свет повесть "Сын полка" обрела всесоюзную популярность, а тысячи восторженных читателей писали Катаеву, что в основу образа Вани Солнцева легла именно их история жизни. Но какой именно мальчик стал прототипом Вани, так и неизвестно. Сам же Катаев всегда говорил, что конкретного прототипа у героя его повести не было, – Ваню Солнцева он придумал. Несмотря на это, еще долго многие продолжали утверждать, что образ "списан" с них. В этом нет ничего удивительного: психология ребенка, увидевшего войну и испытавшего на себе весь ее ужас, была передана Катаевым с большим мастерством, а "Сын полка" до сих пор остается одной из самых известных книг, созданных во время Великой Отечественной войны.
Слушаем отрывки из повести Валентина Катаева "Сын полка" в исполнении Романа Шахова.

10 апреля 1945 года
Продвижение Красной Армии
На Земландском полуострове, западнее Кенигсберга, войска 3‑го Белорусского фронта с боями заняли населенные пункты Метгетен, Модиттен, Клайн Фридрихсберг, Гросс Хольштайн. Северо‑восточнее и севернее Братиславы войска 2‑го Украинского фронта, продолжая наступление, заняли на территории Чехословакии город Тренчин и более 30 других населенных пунктов. Северо‑западнее и западнее Братиславы войска фронта, наступая по северному берегу Дуная, заняли города Гензерндорф и Дойч‑Ваграм, а также 11 других населенных пунктов. Войска 3‑го Украинского фронта, продолжая уличные бои в Вене, очистили от противника все городские районы, расположенные на западном берегу Дунайского канала.
