23 дня до Победы
"… Мы у Рейхстага. Тысячи, десятки тысяч наших доблестных воинов. Над куполом развивается Красное знамя. С трудом пробираемся внутрь. Стены заполнены надписями: "Я пришел из Сталинграда"; "Я пришел из Севастополя"; "Я пришел из Киева"; "Я пришел из Одессы". Я не выдержала и тоже написала огромными буквами: "Мы из Москвы, от Малого театра" (из воспоминаний актрисы театра А. А. Пироцкой).
С первых дней Великой Отечественной войны шефская работа стала основой жизни коллектива Государственного академического Малого театра: ежедневно давались спектакли для военнослужащих, формировались фронтовые бригады для выступлений на передовой, в призывных пунктах и госпиталях. В июле 1941 года театр взял шефство над госпиталем "Марьина роща". В этот период артисты иногда давали в палатах по четыре полных концерта в день.
Когда в октябре 1941 года враг подошел к Москве (немецкие войска были уже под Вязьмой), Малый театр и Щепкинское театральное училище было решено эвакуировать в негласную "столицу советского тыла" – Челябинск. Все знали, что официальным "дублером" Москвы являлся Куйбышев, но тем не менее, именно за Челябинском в то время закрепилось это гордое прозвище.
Условия жизни были крайне непростыми: в городе, который уже принял 100 тысяч эвакуированных, жилья катастрофически не хватало. Существовала разнарядка: не более трех квадратных метров на человека. Ведущих актеров с семьями разместили в гостинице "Южный Урал". Кого-то поселили в школах и на частных квартирах. Остальным же пришлось довольствоваться помещениями в здании драматического театра (теперь это здание Челябинского академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки): молодые артисты и студенты училища обустраивали свой быт в подсобках, гримерных, а иногда и просто в фойе театра. Зато всем очень полюбилась гримерная Александры Александровны Яблочкиной – с коврами и диванами, где всегда можно было отдохнуть душой – знаменитая актриса была в несколько привилегированном положении. Более маститые актеры, которым полагался неплохой паек, всегда делились со студентами. Поэтому даже в самые трудные времена молодежь ощущала заботу старшего поколения.
Как только с фронта в город стали поступать раненые, театр развернул концертную работу в госпиталях. Параллельно артисты проводили творческие вечера и встречи на заводах и в войсковых частях. Правда, со спектаклями тянули: дело в том, что где-то в пути отстали и затерялись вагоны с костюмами, реквизитом и декорациями. Пришлось ждать. Когда же они прибыли, то неожиданно выяснилось, что размеры декораций не соответствуют габаритам челябинской сцены. Поэтому, чтобы не тратить время впустую, артисты давали благотворительные концерты, сбор от которых шел в Фонд обороны.
В декабре 1941 года, наконец, все было готово, и Малый театр открыл в городе свой первый тыловой театральный сезон. Спектакль по пьесе А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" собрал полный зал – публика была в восторге! Зрители настолько были влюблены в театр, что актерам иногда приходилось выступать даже по ночам: в городском саду имени Пушкина спектакли и концерты артистов Малого театра нередко начинались в 11 вечера, а то и в полночь.
Вскоре творческий коллектив театра буквально поразил всех серией премьер: "Отечественная война 1812 года", "Партизаны в степях Украины", "Осада мельницы". Премьера спектакля "Отечественная война 1812 года" по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" совпала с контрнаступлением советских войск под Москвой. Когда актер Александр Остужев произнес фразу о том, что Москва освобождена от врага и снова русская, то зрители встали со своих мест, зал взорвался аплодисментами и криками "ура".
В тылу театр продолжил шефскую работу: в Челябинске артисты обслуживали 12 госпиталей, где дали свыше 60 концертов. Выступали в воинских подразделениях, на предприятиях. Труппа не раз выезжала с гастролями в Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Копейск.
Пробыв в эвакуации год, в октябре 42-го Малый театр вернулся в Москву. Артисты продолжили выездную и шефскую работу, давая по пять-шесть спектаклей в день (для выступления в госпиталях труппой даже были разработаны специальные "концерты-конвейеры": переходя из палаты в палату, артисты играли отрывки из спектаклей, пели, читали стихи, часто откликались на просьбы раненых и писали под их диктовку письма – такие непрерывные выступления могли длиться по шесть-семь часов).
Работая без выходных и отпусков, коллективу театра удавалось собирать и передавать в различные фонды поистине астрономические суммы: 452 тысячи 782 рубля были переданы в Фонд обороны, 70 тысяч рублей – в Фонд детей фронтовиков, один миллион рублей – на строительство целой эскадрильи боевых самолетов.
8 июня 1944 года на аэродроме Захарково в Химках в присутствии ведущих актеров театра состоялась торжественная передача двенадцати боевых самолетов Як-9 летчикам 909-го истребительного авиаполка. На фюзеляже каждого самолета красовалась надпись: "Малый театр – фронту". С октября 1944 года по май 1945-го эта эскадрилья успешно громила врага в небе над Восточной Пруссией.
За время войны актеры Малого театра дали свыше 2700 концертов и вместе с войсками дошли до Берлина, где встретили Победу. На одной из колонн поверженного Рейхстага осталась надпись: "Мы из Москвы, от Малого театра".
Постановки Малого театра в годы войны гремели на всю страну. Некоторые спектакли были записаны на радио, среди них и пьеса Островского "В чужом пиру похмелье". Голоса артистов, записанные 80 лет назад, до сих пор заставляют нас сопереживать героям произведений.
Прямо сейчас у нас есть возможность услышать легендарных артистов Малого театра в радиопостановке, записанной в победном 1945 году.

16 апреля 1945 года
Продвижение Красной Армии
На Земландском полуострове, северо‑западнее и западнее Кенигсберга, войска 3‑го Белорусского фронта, продолжая наступление, с боями заняли более 40 населенных пунктов. На территории Чехословакии войска 2‑го Украинского фронта, преодолевая сопротивление противника, с боем овладели городом Бржеслав. Заняты также населенные пункты Новая Лгота, Велка, Липов, Шардице, Товораны, Чейч, Брумовице, Горные Бояновице, Старовичкы, Заечи, Раквице. Севернее Вены войска фронта с боями заняли на территории Австрии шесть населенных пунктов. Западнее Вены войска 3‑го Украинского фронта, наступая по южному берегу Дуная, заняли на территории Австрии более 30 населенных пунктов. Одновременно восточнее города Грац войска фронта с боем заняли город Фюрстенфельд.
