Столетие Сибирского искусства – на выставке в Омске
От тобольской кости до тувинской пластики. В Омском музее имени Врубеля открылся большой трёхлетний проект, посвящённый искусству Сибири 20-21-го веков. В экспозиции более 170 работ из фондов музея, многие из них публика увидит впервые.
Картина "Лыжники" – одна из первых в коллекции сибирского искусства Омского музея. Полотно поступило в фонды сразу после выставки 1928 года. С тех пор не экспонировалось ни разу. Картину написал Илья Волков – один из преподавателей омского Худпрома. Десять лет существования первого в советской Сибири учебного заведения нового образца превратили Омск в один из художественных центров страны.
"В Омский Худпром тянулась молодежь со всей Сибири. Они создавали орнаменты сибирские, они обращались к сибирской литературе. Они изучали национальные школы, орнаменты северных народов", – говорит куратор выставки Людмила Богомолова.
На создание картины "Чаша ак-алаха" Ларису Пастушкову вдохновила бертекская писаница знаменитого плато Укок – калейдоскоп из рисунков древних курганов пазырыкской культуры. А это – мозаика "Кёгменский воин". Мастер из Хакасии Сергей Карлов создал образ национального героя Капаган-кагана, используя исключительно местные саянские камни.
"Оторваться от земли и от корней, от традиций, от культуры в глобальном смысле, в том числе традиционной культуры, не всегда получается, и, наверное, не получится, потому что мы живём в этом пространстве, мы живем в этом доме, и мы транслируем то, что мы видим, на чем мы воспитаны", – отмечает директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Фарида Буреева.
Впрочем, и традиционное искусство коренных народов Сибири откликалось на новые темы страны Советов. Вот передовик производства запечатлён в бивне мамонта. Традициям тобольского косторезного промысла больше 150 лет. Одна из его главных примет – объёмная круговая скульптура. Экспозицию планируют обновлять ежегодно в течение трёх лет. За это время зрители увидят свыше