Марина Брусникина поставила в МХТ спектакль "Двадцать дней без войны"
К 80-летию Победы МХТ имени Чехова выпускает премьеру. Марина Брусникина поставила спектакль "Двадцать дней без войны" – по сценарию Константина Симонова. Это рассказ о людях в эвакуации, об их разрушенной жизни, попытке найти ее смысл и обрести надежду. Репортаж Яны Музыка.
Поставить киносценарий Константина Симонова "Двадцать дней без войны" Марине Брусникиной предложил худрук МХТ Константин Хабенский. Режиссер уверяет: сама об этом материале не думала, но когда прочла – загорелась.
"Я просто сама поражена – я никогда не работала с Симоновым, – насколько он честен, современен по форме. Когда человек, сам прошедший войну, настолько правдив в своих ощущениях, и когда он взял тему не войны, то есть это не война, это эвакуация – и это тоже война, потому что она вокруг и во всех людях", – поделилась режиссер, заслуженная артистка России Марина Брусникина.
Сразу же постановщику пришло и пространственное решение. Марина Брусникина отказалась от декораций – только черно-белый экран и подъемные механизмы. Чтобы это был не бытовой театр.
"Понятно, что есть замечательное кино, поразительное по своему визуальному ряду именно своей документальностью. Я понимала, что тут спорить бесполезно, театр – это совершенно другое пространство. Здесь можно взять только ощущением пустоты, космического холода и пустоты", – пояснила Марина Брусникина.
Юрий Строганов, капитан-летчик – пронзительная эпизодическая роль, которую в фильме Алексея Германа исполнил Алексей Петренко. В спектакле этот образ человека с раненой душой воплощает Михаил Пореченков.
"Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает и самые мирные уголки души человека. Она забирает всё, целиком. Об этом и хотели сказать. Она всё поглощает", – сказал народный артист России Михаил Пореченков.
События этой истории перекликаются с реальными судьбами артистов военного поколения. К премьере в музее МХАТ подготовили выставку о жизни театра в годы войны. В эвакуации Московский Художественный продолжал работу.
"Они ездили бригадами в госпитали, в больницы, на фронт, то есть были фронтовые бригады, в которых они принимали участие. Они помогали нуждающимся, был даже состав доноров, состав медсестер среди них. Шла не только творческая жизнь, но такой человеческий подвиг, который они совершали", – рассказал заслуженный артист России, директор музея МХАТ Павел Ващилин.
В спектакле есть сцена, не вошедшая в фильм, которая для режиссера постановки принципиально важна. В ней возникает образ вечного неба.