Музей Андрея Рублева посвятил выставку образам Георгия Победоносца
Выставочный проект в Музее имени Андрея Рублева посвятили великомученику Георгию Победоносцу – покровителю русского воинства. Как изображали на иконах одного из самых почитаемых святых на Руси, расскажет Антон Николаев.
В преддверии Дня Победы в Музее имени Андрея Рублева подготовили символичную выставку – она посвящена святому Георгию Победоносцу. Основные боевые действия Великой Отечественной войны были завершены именно в день памяти святого – 6 мая. На этот же день в 1945-м выпала и православная Пасха.
"Георгиевская лента, Георгиевский зал, георгиевское оружие, георгиевский крест – это символ великих русских побед. Поэтому мы сочли чрезвычайно важным показать великомученика Георгия в разных иконографических изводах", – рассказал директор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.
В честь этого святого, родившегося в III веке в далекой от Руси Каппадокии, русские князья издревле, еще со времен Ярослава Мудрого (в крещении Георгия), строили храмы, монастыри, называли города. В 18 лет Георгий поступил на воинскую службу. Правивший тогда римский император-язычник Диоклетиан объявил гонения на христиан. Георгий публично исповедовал христианскую веру и отказался поклоняться идолам. За это был подвергнут таким лютым мучениям, что церковь прославляет Георгия как великомученика.
"Бичевание у столба. Прободение тела мученика копьем. Мучение раскаленными железными сапогами. Следующее клеймо – мучение в медном раскаленном изваянии вола. После особенно тяжелых мучений Георгию являлся ангел Господень и исцелял его раны", – пояснила куратор выставки Екатерина Макарова.
Эта икона была написана в Москве в первой трети XVI века. На выставке также можно увидеть две поствизантийские иконы, написанные на Крите. На одной из них Георгий изображен с усеченной главой, при этом святой попирает ногами змия. Наиболее распространенным в иконографии стал именно этот сюжет – "Чудо Георгия о змие". Реальное событие из жития святого, когда он пронзил пасть чудовищу, которому язычники приносили человеческие жертвы, осмысляется иконописцами как победа добра над злом, победа Христа над дьяволом. Именно этот эпизод из жития святого и был выбран в свое время в качестве герба Москвы, который, в свою очередь, является составной частью герба России.