Завершился третий сезон цикла "Musica sacra nova"
Третий сезон цикла "Musica sacra nova" завершился концертом памяти Софии Губайдулиной. Он посвящен авангардным экспериментам внутри сакральной российской музыки. О творческих поисках композиторов – Дженнет Арльт – из концертного зала Чайковского.
Программы проекта "Musica sacra nova" раскрывают духовные искания композиторов, которые, пройдя через авангард, находили в музыке нечто большее — глубину, искренность, почти религиозную силу выражения.
"Не обязательно это связано именно с христианской культурой, это, в принципе, как музыка, как диалог с Богом через композиторское творчество", – подмечает куратор программ проекта "Musica sacra nova", музыковед Сергей Терентьев.
Финальный концерт цикла представляет Государственный оркестр имени Светланова под управлением Филиппа Чижевского. Авангардный лабиринт открывает пьеса Эдисона Денисова "Колокола в тумане" – зыбкое, импрессионистское полотно рассеянного звука, в котором слышны далекие колокольные перезвоны.
"В основном это переливающаяся перкуссия — колокольчики, челеста, арфа, колокола, вибрафон создают акварельный какой-то туманный оттенок интересный", – комментирует художественный руководитель Государственного симфонического оркестра России им. Светланова, дирижер Филипп Чижевский.
"Свет конца" – одно из ключевых сочинений позднего периода Софии Губайдулиной, в котором соединились её интерес к религиозной философии и эксперименты со звуком. Это музыка о преодолении: через хаос диссонансов – к чистой гармонии и просветлению.
"Вся её музыка, в общем то, посвящена как раз этим поискам, этим размышлениям, и она, человек, который во всех своих произведениях ещё тогда, начиная с 60-х годов, размышляла о поиске вот этого диалога с Богом на своём новом, может быть, тогда непонятном, а сейчас уже ставшим классикой, языке", – говорит исполнительный директор Фонда Николая Каретникова Антон Каретников.
В Третьей симфонии Галины Уствольской в роли чтеца – актёр и режиссёр Анатолий Васильев, он читает русский перевод короткой средневековой молитвы. Экспрессия здесь важнее мелодичности, и даже фортепиано выбивает ритм, словно молот.
"Это не молитва, это крик о помощи. Вот этот крик обострённый, человеческий, который уходит в никуда и на который нет ответа. Мне кажется, это голос фортепиано", – отмечает пианист Сергей Каспров.
Каждое сочинение этого концерта – этап пути от авангардного эксперимента к духовному откровению. Следующий сезон цикла будет посвящён сочинениям советских авангардистов, написанных в стол, а это значит, что будет много премьер.