В Архангельске готовятся к созданию традиционного поморского коча
К созданию традиционного поморского коча готовятся в Архангельске. Судно первопроходцев XVI – XVII веков будут шить – по старинным технологиям, а древесину обрабатывать только топором. На коче планируют пройти по Северному морскому пути до Тихого океана. Анастасия Скалина подробнее.
В руках мастера Александра Антонова традиционный русский плотницкий топор. Такой еще в допетровские времена был главным помощником судостроителей. Северяне его обрабатывали и строили коч. Деревянное парусное судно было крепким, плавало во льдах. Русские первопроходцы внесли большой вклад в освоение Арктики и Сибири. Прошли там, где не смогли европейцы на более высокотехнологичных судах. Дело в том числе и в технологии обработки дерева. При распиловке на пилораме может нарушиться структура волокон. В отличие от плотницкого топора.
"Он не застревает в древесине. И делает, помимо того, что он режет ее, он еще и заминает волокна. Это известная теория. И не даёт потом влаге попадать в тело древесины", – объясняет плотник Александр Антонов.
Именно таким традиционным способом на верфи Товарищества поморского судостроения и возведут коч. Он станет продолжением большого проекта "Мангазейский морской ход". Его участники не просто построили карбас, но и дошли на нём до Мангазеи в прошлом году. Команда использует все возможные знания, в том числе археологов Нефтеюганска, где также изучают историю и технологии арктического судостроения. Сейчас идёт разработка 3Д-модели.
"Мы выбрали размер коча такой, чтобы нас он не сильно пугал своим монструозным характером. То есть это судно 16-метровое. Если сравнить с карбасом, то, конечно, это большое судно. Это уже серьёзный такой корабль", – отмечает инженер Михаил Крупенин.
Двигателем для коча станет парус. Он будет просто огромный – 120 квадратных метров. Если представить визуально, по длине и ширине он будет как весь этот ангар. Команда –10 человек. Закладка – уже этой осенью. Построить коч планируют в течение года. А в 2026-м по Севморпути судно отправится к Тихому океану.
"Будем также читать лекции, снимать фильмы, и это уже такой проект, который позволит самой широкой аудитории России познакомиться с помощью каких технологий, кто сделал этот подвиг освоения Сибири, кто выполнил эту миссию русского народа", – делится мнением руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.
Поучаствовать в строительстве коча могут плотники со всей страны.