85 лет со дня рождения Иосифа Бродского
"Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна", – говорил Иосиф Бродский. Исполнилось 85 лет со дня рождения поэта. "Балтийскую родину" Бродского, "эту местность любви, полуостров заводов, парадиз мастерских и аркадию фабрик" посетила Юлия Кундрюкова.
Угол Литейного проспекта и улицы Пестеля – дом Мурузи, в котором Бродский с родителями жил с подросткового возраста до эмиграции. Полторы комнаты – как он сам окрестил это место.
"Есть целая комната, где мы сейчас находимся, родителей, здесь была их спальня, гостиная, столовая, и есть полукомната – самого Иосифа, где находились его личные десять квадратных метров. Эти комнаты разделены двумя декоративными арками, которые здесь остались с XIX века", – рассказала куратор музея "Полторы комнаты" Юлия Сенина.
В арках стояли шкафы и висели занавески – поэт боролся за уединение. В этой комнате он написал первые стихи, в том числе поэму "Зофья", которую посвятил своей подруге – польке Зофье Капусцинской. В ранней поэме "Зофья" лирический герой Бродского стоит у окна, смотрит то на улицу, то на свое отражение, подходит к зеркалу, поправляет галстук и видит то, что происходит в другой части комнаты – там, где жили его родители. Мир материальный и духовный, их конфликт и гармония – любимая метафизическая тема. Из окна и с балкона поэт смотрел на Спасо-Преображенский собор. В детстве, глядя в бинокль, Бродский наблюдал через окна за службой. А еще собор стал для него местом спасения – в нем они прятались от бомбежек во время блокады. Единственное место с постоянной экспозицией – в музее Ахматовой на Фонтанке. Дружба Ахматовой и Бродского была важна для обоих, и часть личных вещей оказались здесь еще при жизни Бродского. В экспозиции "Натюрморт" – вещи из полутора комнат и привезенные из Америки. Столы, диваны, чемодан, с которым уезжал из России.
"Эта швейная машинка из дома Мурузи, на которой, очевидно, работала мама Бродского Мария Моисеевна, соседствует рядом с его модной одеждой уже из эмиграции, а на ней лежат две книжки, и верхняя – это самоучитель английского языка", – пояснил историк, куратор экспозиции Павел Котляр.
Самоучитель купили родители, когда пытались получить разрешение на выезд, но так и не смогли уехать. В этом же музее к юбилею поэта открыли еще одну выставку "Небытие на свету". Вот Бродский в детстве, и рядом – приглашение на похороны. Молодой поэт и тут же – нобелевский лауреат. У Бродского было много любимых мест в Ленинграде, в одно из них он часто приводил друзей.
"Мы находимся у северных ворот усадьбы графов Шереметевых, так называемый Фонтанный дом. Над нами – девиз графов: Deus coservant omnia, или "Бог сохраняет всё". Именно эта фраза Deus coservant omnia встретится нам в стихотворении Бродского на столетие Ахматовой. Бог сохраняет всё, особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос", – продолжила хранитель фонда изоматериалов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Анастасия Филиппова.
Одно из любимых мест Бродского – Васильевский остров. Он бегал сюда мальчишкой, смотрел на Неву, как говорил, на любимую "водичку".
"С этим местом, Васильевским островом, связан один из главных мифов в жизни Иосифа Бродского. Когда Бродский уже после его эмиграции, живя в Америке, слышал, как на родине воспринимается это стихотворение людьми, которые вообще его стихов больше не знают и не читали, он, конечно, сильно удивлялся: надо же, настолько буквально восприняли, а вообще-то, это была шутка", – добавила Анастасия Филиппова.
И тем не менее эти строки он всегда читал с серьезной интонацией. Петербург и Бродский – как город и его символ. Он здесь повсюду. Например, на стене арки музея Ахматовой, а теперь еще и в саду музея. "Бог сохраняет всё, особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос" – эта фраза Бродского объединила его с поэтами от Гомера до Цоя: за каждой буквой – стихи 66 поэтов разных эпох и стран – о любви, прощении и вечности.