Продолжается реставрация Исаакиевского собора
Продолжается реставрация Исаакиевского собора. Здание возведено на болотистой петербургской почве, на него постоянно влияет приморский северный климат, и памятник архитектуры нуждается в постоянном наблюдении. Первые восстановительные работы в храме пришлось организовать еще за 17 лет до завершения его строительства. Что со зданием сейчас – показали Екатерине Моран.
Последний раз Исаакиевский собор реставрировали 130 лет назад. Недавно плиты начали разрушаться: появились трещины, некоторые и вовсе выпали. Стало ясно: собору нужно серьёзное обновление. Для этого возвели специальные леса, отличные от тех, которые мы знаем. Конструкция не крепится к стенам и стоит под собственным весом. Только так возможно демонтировать тяжёлые блоки.
Одна из главных задач реставраторов – выяснить, в каком состоянии находится кирпичная кладка. Для этого её нужно просушить. Правда, полностью этого не добиться. Толщина стен – от трех до пяти метров. Выше, на одиннадцатом ярусе – более размеренный процесс. Работа мастеров напоминает манипуляции стоматолога. В роли пациента – "уставший" камень.
Реставратор Сергей Сидоренко каждую из трещин заливает полиэфирной смолой. Такого "лечения", говорит, хватит лет на 25 лет.
"Трещины глубокие, большие, их надо желательно пролить полностью", – поясняет реставратора памятников каменного зодчества Сергей Сидоренко.
Следующие на очереди скульптуры. Среди них и ангел – шедевр Ивана Витали. Его, как и другие образы, отмоют от сажи и грязи, уплотнят патину, очистят от коррозии крепежи, которые держат многотонную конструкцию. Чуть выше и сам "ангельский" ярус. За каждой фигурой – окно. Только вместо стекла – листовой хрусталь. Крайне редкий и дорогой.
"Можно было и обычным стеклом обойтись на такой высоте, но объяснение только одно: что это все-таки был самый крупный и дорогой собор. Это Кафедральный собор всей России. И хотелось его украсить с пиететом. То, что мы здесь видим – это редчайший случай применения листового хрусталя в заполнении окон", – рассказывает почётный реставратор Санкт-Петербурга Пётр Щедрин.
Найти такой сейчас не получится, а изготовление слишком затратно, да и нецелесообразно. Мастера стараются сохранить хотя бы те 40% минерального остекления, что остались. Тут не на последнем месте рама, которая держит конструкцию.
"Чтобы сохранить стёкла, случайно их не разбить, сначала подгоняется рама по размерам. Подтачивается, а потом, только когда рама стоит на месте, устанавливается стекло", – говорит монтажник Владимир Гонценбах.
Внутри Исаакия в приделе Александра Невского все работы закончены. Мозаика промыта, мрамор очищен, живопись отреставрирована. Уже к концу этого года балюстрада собора предстанет в своем первозданном виде. Фасад же пробудет в лесах до зимы следующего.